Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста
Автор: Антипова Светлана Александровна
ГБДОУ Детский сад № 43
Аннотация: Расширение словарного запаса играет важную роль в жизни ребенка, у детей формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), а также развивают артикуляционный аппарат.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, детский сад, дошкольный возраст.
С раннего возраста дети знакомятся с театром, формируется интерес к театрализованным играм, складывается просмотр небольших кукольных спектаклей, за основу которых берутся знакомые ребенку потешки, стихи и сказки.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей. Это не просто игра, а средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Самыми доступными видами театра для раннего возраста является пальчиковый и кукольный театры. Упражнения для пальчиков (пальчиковая гимнастика), превращенная в увлекательную игру, может укрепить и развивать речевой аппарат у детей раннего возраста.
Театрализованные игры способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй, а также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Также важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости, с помощью театрализованных игр, которые помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение.
Например, в период заучивания потешек и незатейливых стишков воспитатель может разыгрывать спектакли – миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки, а дети в основном выступают в роли зрителей.
Таким образом, театральная деятельность помогает сформировать общую культуру ребёнка, способствует развитию у детей раннего возраста художественные способности, знакомиться с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников, М.: Вако, 2011г. (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей).
- Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования - М., ТЦ «Сфера»,2009г.
- Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. От рождения до школ.- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. - М. :Мозаика- Синтез, 2015.