Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект образовательной деятельности "Песок: его удивительные свойства"

Дата публикации: 2018-03-29 19:13:58
Статью разместил(а):
Калуцких Марина Николаевна

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности в старшей группе

"Удивительные свойства песка"

 Автор: Калуцких Марина Николаевна

 

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование;

- знакомить детей со свойствами песка;

- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
- развивать  познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь;
- активизировать и обогащать словарь детей;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Беседы о назначении и применении песка, чтение стихотворений и загадывание загадок о песке. Наблюдения  на прогулке, в природе.

Активизация словаря: сыпучий, рассыпается, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, исследование, песчинки, свалка, мусор, вредные вещества, природный материал.

Оборудование:
Картинки для загадки, коробка с 2 песчаными  камнями, стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы, поднос с мокрым песком, различные формочки для опыта № 4, материалы и оборудование для опыта № 5, листы бумаги с нарисованными картинками, клей-карандаш, влажные салфетки, для детей форма для опытов.

 

Ход образовательной деятельности:

 (дети заходят в группу, встают в круг)

Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,

Скажем: « Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, сегодня я для вас приготовила загадку, нужно узнать, что находится в коробочке. Рассмотрите картинки и отгадайте.

 «Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже»

Воспитатель: Правильно, эта загадка о песке. Открывает коробочку, а в ней 2 песчаных  камня.

- Ребята, как вы думаете, почему камни, а не песок? Что нужно сделать, чтобы получить песок?

Дети: нужно постучать ими друг о друга, потереть их.

(Воспитатель стучит ими друг о друга, потрет их над листом бумаги.) Ребята, посмотрите, у нас получился песок.

- Как в природе появляется песок? 

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

  Я хочу предложить вам побыть сегодня учеными и самим   узнать свойства песка, какой он бывает, и как его используют люди.

Воспитатель: Кто мне скажет, что же такое песок?

Дети: Песок – это природный материал.

Песок относится к неживой природе.

Воспитатель: - Ребята скажите мне, а где ученые проводят опыты?  Что же такое лаборатория?

Дети: Лаборатория. Это - то место, где проводят разные исследования и опыты.

Воспитатель: Прежде всего, давайте вспомним основные правила при работе в лаборатории.

1. Внимательно слушать инструкции.

2. Четко выполнять указания.

3. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

4. Быть наблюдательными.

5. По наблюдениям сделать выводы.

Воспитатель: Верно! А сейчас предлагаю вам надеть  форму и пройти в нашу научную лабораторию, где мы путём опытов и исследований узнаем об интересных свойствах песка.

Опыт №1 «Из чего состоит песок» (Выполняют все)

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

·         Из чего состоит песок? (зёрнышек-песчинок)

·         Как выглядят песчинки?

·         Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

  Опыт  №2 «Легко ли сыпется песок» (Выполняют все)

Материал: стаканчики с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

·         Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Воспитатель: - Скажите мне коллеги, можно ли лепить из сухого песка?

Чтобы сделать постройку из песка, что нужно сделать?

(Воспитатель предлагает перейти к столу с сырым песком.)

Опыт №3 «Лепим из песка» (Выполняют все)

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

·         Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Опыт №4 «Мокрый песок принимает любую нужную форму» (Выполняют все)

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

·         Какие фигурки получились?

·         Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. 

Физкультминутка  «Гора»

Стоит  гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя  кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит  гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к  щекам и качают  головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается  до нескольких детей,  которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся  камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся  в стороны. «Укатившиеся  камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на  своём  месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

- Ребята, а можно играть грязным песком?

Опыт №5 «Свалка и дождь»
Цель – показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву, и как долго она остается загрязненной.
Материал и оборудование: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка, под емкость.

Ход: один край контейнера поставить на подставку, чтобы он был наклонен. Набрать в пипетку несколько капель чернил и капнуть на губки – как-будто на свалку попало какое-то ядовитое вещество, выброшенное человеком или предприятием (остатки лака, краски после ремонта или лекарства). Показать детям капли чернил на губке. Кажется их совсем мало, и лежат они сверху. Но вот пошел дождь (полить на губки воду из лейки). Что происходит? Предложить детям высказать свое мнение. Очистилась ли почва (губки)? Исчезло ли ядовитое вещество? Если нет, то куда оно делось? После этого предложить кому-то из детей шприцем откачать воду из песка в опущенной части контейнера. Какого цвета вода? Почему? Предложить детям представить, что в том месте, где мы брали воду шприцем, находится родник. Какая в нем будет вода? Можно ли её пить? А если на этом месте растет яблоня? Можно ли есть ее яблоки?

Вывод: Вредные вещества, которые люди выбрасывают в природе (в том числе и мусор), вместе с дождем попадают в землю и загрязняют ее.

- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр).

- Ребята сегодня мы научимся  рисовать песком.

 «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клей-карандаш.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

- Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства обычного песка. Давайте вспомним их.

- Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер).

- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды).

- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать).

-Узнали о вреде свалок и мусора. Нужно беречь природу и охранять ее.

Наша опытная деятельность подошла к концу. Вы были все внимательны и активны. Сейчас я предлагаю пройти помыть руки после работы с песком.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь