Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Развитие творческих способностей у детей с ОНР посредством нетрадиционных техник и материалов

Дата публикации: 2018-04-12 06:34:49
Статью разместил(а):
Евтихина Наталья Александровна

Развитие творческих способностей у детей с ОНР посредством нетрадиционных техник и материалов

Автор: Евтихина Наталья Александровна

МКДОУ "Д/с № 281", г. Новосибирск

 

С самого рождения, человека окружает информационная среда. Эта среда является не только вербальным источником информации и общения, но и невербальным. С момента рождения все общение с ребенком направлено на его постепенное развитие и формирование речи.

Первоначально, речь ребенка начинает формироваться на основе его игровой деятельности. При этом не менее важным является постепенное и параллельное развитие его мелкой моторики. Ведь еще В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность.

Чтоб ребенок смог преодолеть речевой дефект и продолжить полноценное общение со сверстниками, не замыкаясь в себе. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому важной задачей является удержать и развивать этот потенциал, формируя и совершенствуя уникальные детские способности.

Творческий процесс - это настоящее чудо – в нем дети испытывают радость, раскрывают свои способности. Они начинают чувствовать пользу творчества, верить, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Рисование призвано не только развивать мышление, но и воображение и мелкую моторику, что в свою очередь самым тесным образом связано с развитием активной речи ребёнка. Очень важное значение имеет рисование у детей с общим недоразвитием речи. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудность усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

Значение рисования для всестороннего развития и восприятия дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно - перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют использовать её в развивающей среде. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Через изобразительную деятельность у детей происходит не только развитие речи, но и наблюдается обогащение словарного запаса посредством знакомства и усвоения названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников.

Наиболее эффективным средством для развития художественно-творческих способностей у детей в детском саду является изобразительная деятельность, которая является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия. Она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка, развивает его воображение, наблюдательность, художественное мышление, память и решает задачи речевого развития детей: обогащает словарный запас, развивает связную речь, правильное произношение, учит умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении.

При этом большое значение в развитии навыков рисования имеют его нетрадиционные техники– которые направлены на создание нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Дети в процессе рисования воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают работы по представлению, подобию или по памяти. Формирование этих представлений происходит в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках вовремя специально организованных наблюдений. Именно поэтому большое значение в работе с детьми с общим недоразвитием речи и нарушением познавательных функций имеет коррекционно-развивающая направленность изобразительной деятельности именно в нетрадиционных техник рисования. Поэтому при организации предметно - развивающей среды очень важно учитывать развивающий характер изобразительной деятельности, которая всецело направлена на развитие творческого потенциала ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и коррекцию имеющихся речевых недостатков.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи, способствует преодолению моторной неловкости, на развитие творческих способностей, а также на создание базы для развития речи 

Я разработала перспективный план по развитию художественно-творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

В своей работе основное место я отвожу:

информационно-рецептивному методу. Я стараюсь его сделать эмоционально-окрашенным, объяснить, что красивого в том, что будем рисовать или мастерить. При этом я использую активность детей, включаю как можно больше органов чувств. Если позволяет тема занятия, стараюсь организовать несколько кратковременных наблюдений.

С детьми мы рассматриваем предметы в определенной последовательности: 1) рассматриваем весь предмет (кратко); 2) главную или самую крупную деталь (форму, цвет, относительную величину); 3) более мелкие части (взаимная величина, форма, цвет, расположение относительно друг друга); 4) рассматриваем снова предмет в целом. Это очень важно для детей с задержкой в речевом развитии, так как некоторые дети не могут различать цвета или просто не запоминает названия. Это закрепляет у детей цвет и форму. Цвет является одним из самых сильных выразительных средств. Очень важно чтобы дети умели выражать свои чувства и эмоции цветом. Для этого я провожу разные игры с красками: «Какого цвета осень», «Праздник цвета», «Краски зимы» и так далее Показ способов изображения отрабатываю с детьми жестами, мокрой кистью или губкой в воздухе по доске, фломастером.

·       При анализе детских работ прежде всего, я даю высказаться самому ребенку (что хотелось нарисовать, сделать, что получилось, что нет.) При этом для меня и детей главный критерий оценки – выразительность

·      Репродуктивному методу, который я использую для отрабатывания детьми формообразующих движений. Мы «заготавливаем» на зиму фрукты в «ящиках». «Маринуем» овощи в «банках». Рисуем большую семью ёжиков (чтобы одному не было скучно), много деревьев в лесу (чтобы никакой ветер им был не страшен), целую улицу домов (чтобы было веселее в них жить).

·      Исследовательскому методу. Например, какое дерево самое грустное; нарисовать бодрый, веселый, сонный листок; какая из кукол может всех развеселить; подобрать цвет, чтобы разукрасить платья Золушки или Снегурочки; нарисовать замок доброго и злого волшебника; о чем нам могут рассказать облака.

·      Эвристическому методу. В рамках которого создаю специально проблемную ситуацию: рисуем без кисточек, спасаем Пуговку, попавшую на необитаемый остров помогаем ей обрести друзей (из природного материала делаем кораблик и плетём из травы куколок), придумываем машину будущего из бросового материала.

·      Специфика дошкольного возраста предполагает, что все эти методы и приемы обучения должны быть использованы вместе с игровыми приемами. Игровые приёмы я использую на протяжении всей изобразительной деятельности, например, «чтобы наша волшебная кисть стала рисовать нужно на неё подуть» «королева кисточка очень не любит быть грязной и обижается тогда она начинает портить рисунки детей мы приходим к выводу что кисточку нужно тщательно промывать водой» или «у куклы день рождения» и мы с детьми обсуждаем, что можно подарить ей в подарок. Но подарок должен быть сделан своими руками. Мы приходим к выводу, что можно нарисовать её портрет». Важно также использование игрового метода во время повторений и закреплений пройденного материала.

Дети живут, развиваются и учатся в процессе игры. Поэтому при постановке задачи я избегаю слов «нарисуем», «слепим». А использую такие слова как «откапаем», «отыщем», «расколдуем», «напечатаем», «построим». Например, изготавливая подарки папам мы отправлялись в путешествие в доисторический мир и откапывали там «окаменелости». Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, я заинтересовываю ребенка в творческой работе и сформировываю его игровую мотивацию. Я кратко, но убедительно рассказываю вымышленную историю о потребностях и печалях игрового персонажа (зайчика, белочки, куколки, человека …) и побуждаю каждого ребенка помочь им. Мне кажется, что главное – вызвать у детей доброе отношение к игровым персонажам, людям желание помогать им, или, как принято говорить в психологии, создать положительную мотивацию.

Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего. Это является непременным условием развития воображения, что важно для коррекции речи. Например, пришел в группу Незнайка и принес с собой букет сирени, рассказывает, что у них с малышами в Цветочном городе таких цветов нет он хотел их показать друзьям, но как ведь они завянут просит помочь ему и дети предлагают нарисовать. Мы рисуем сирень на ткани ватными палочками.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.

·      Все это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить специальную работу по развитию навыков изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных методик. Для того чтобы детям не надоело однообразие и не терялся интерес к творчеству, я использую разнообразные техники рисования.

·      рисование пальчиками; рисование, например, «Рисуем полянку грибов», «подарок Снегирьку- Веточка рябины»

·      Ладошками «мы изготовляли с детьми газету для пап и мам на праздники где дети, оставляя отпечатки своих ладошек рисовали цветы» «в мире осьминожек».

·      Тампование рисую с детьми золотую осень. «Эти забавные зверушки»

·      Тычок жесткой полусухой кистью использую во многих работах совмещая с разными техниками, например, «Цветет сирень», «В зимнем лесу»

·      Рисование песком. Каждый день рисую с детьми песком картины по лексическим темам для этого я предложила родителям изготовить стол для рисования песком. Родители с радостью откликнулись на мою просьбу, и так у меня в группе появился световой стол для рисования песком сто. Сколько было радости у детей этого невозможно передать. Дети с восторгом работают за ним. В старших группах я с детьми рисую и на свободные темы. Например, «Новые приключения колобка» где дети придумываю и изображают сами.

·      Восковые мелки + акварель.

·      Свеча + акварель; например, «Волшебство Деда Мороза».

·      Отпечатки листьев; «В сказочном осеннем лесу».

·      Рисование ватными палочками батик.

·      Рисование с помощью крупы.

·      Кляксография с трубочкой. Я предлагаю разную тематику «Полезные и вредные микробы», «Я волшебник», «В подводном царстве».

·       Монотипия пейзажная «Плывет кораблик по реке», «Осенний пейзаж у озера».

·      Печать по трафарету: «Вини-пух», «В зимнем лесу», «Сказочный город».

·      Пластилинография.

·      Набрызг.

·      Рисование «по сырому»: «Весной в лесу».

·      Декупаж. Используя эту технику, я предлагаю детям изготовить подарки родителям «Ваза для мамы», «Тарелочка для папы».

·      Гуашь + клей «ПВА «Дед мороз глядит и дышит и на стекле узоры пишет» (дети увидели на стекле морозные узоры, а как их сохранить и показать родителям я предложила детям сфотографировать их, но у нас нет фотоаппарата дети предложили нарисовать их).

На занятиях по лепке в разных возрастных группах я использую солёное тесто. На первых занятиях даю возможность детям поэкспериментировать с новым материалом: месить, отщипывать кусочки, снова соединять их вместе, делать углубления, сжимать, сплющивать. Предлагаю рельеф создавать не только стекой, но и природным материалом (горохом, косточками, семечками). Для создания выразительного образа из пластилина также использую природный материал (крупы, семена). Например, «Цветочная поляна» где я с детьми создали коллективную композицию.

На занятиях по аппликации я использовала простейшие приёмы: обрывание, скатывание, комкание и разрывание бумаги (цикл «Чудо – бумага»). Создавались объёмные аппликации из сжатой бумаги. Использовалась гофрированная бумага и салфетки. Например, «Петушок с семьей». Или «Мой любимый котик»

Очень важной частью работы по развитию моторики являются «пальчиковый игро-тренинг» или проще «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности и готовят руку к рисованию. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения и всецело направлено на компенсацию речевого дефекта. Эти игры я провожу перед продуктивной деятельностью. Помимо использования нетрадиционных техник рисования широко применяю бросовый материал. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на предстоящую работу, утром в уголке художественного творчества появляется готовая поделка, а на столах материал, необходимый для творчества. Например, ставлю красивую вазу, сделанную мной из обычной банки. Благодаря изобретательности и фантазии дети создают удивительные самоделки из него. В дело идет всё, что, казалось бы, уже и ненужно никому - баночки, коробочки, тряпочки, крышки, пробки, упаковки, бусинки, бантики, капроновые колготки и т. д. Всё это помещается в большой коробке, которую можно в любой момент достать вместе с детьми и найти там все необходимое. Чтобы не погасить детскую инициативу навязчивыми предложениями, советую детям самим находить интересные решения.

В ходе работы обеспечивается безопасность. Обращаю внимание детей на правила работы с острыми и режущими инструментами (прокалывать отверстия шилом, дыроколом, иглой, скреплять детали степлером), если дети самостоятельно не могут, то выполняю сама. Из бросового материала дети делали посуду, вазочки, рамки, корзиночки, «горшочки с цветами», причём сами подбирали материал для изготовления поделок. Так же детям очень понравилось выполнять космические корабли из баночек, крышечек, трубочек, пуговиц, бусинок. Они предложили сделать космические корабли и инопланетян. Наиболее значительными поделками для детей были рамочка для фото и баночка для цветов, которые мы обклеивали кусочками разных тканей, украшали и дарили ее самому любимому человеку – маме. От самостоятельно выполненной работы дети испытывали радость, почувствовали веру в свои силы и возможности, проявили волю и терпение. В обучении детей дошкольного возраста элементам творчества использую следующий художественный материал:

·      Бумага разной фактуры и картон.

·      Природный материал: сухие листья и растения, тополиный пух, вата, семечки, косточки, фасоль, бобы, сыпучие материалы (опилки, чай, крупа, песок), яичная скорлупа.

·      Бросовый материал: упаковочный картон, коробки, диски, фантики, пробки, жестяные, пластиковые, стеклянные банки, одноразовые пластиковые и бумажные стаканчики и тарелки пробки, капроновые колготки и т.д.

Ткань, нетканое полотно, нитки, пряжа, тесьма, ленты, фетр, пуговицы, бусинки, пайетки. В зависимости от размера работы могут быть индивидуальными или коллективными. Сложные работы дети выполняют в течение нескольких дней. Работа по развитию художественно-творческих способностей детей с ОНР предполагает различные формы организации деятельности – как на специально организованной совместной, так и в самостоятельной.

Я создала в группе непринужденную обстановку, которая необходима для самостоятельной деятельности детей, поддержки их инициативы и самостоятельности, наталкивающие на постановку новых для него целей, сюжетов и позволяющих искать творческие пути их решения. Дети могут спокойно подойти к специальной полочке, где лежит все необходимое для художественной деятельности, взять то, что им понравилось и воплотить свой замысел. Например, лежат рядом гуашь и птичьи перья, фломастеры и плоские камни, ракушки. Это вызывает у детей желание самостоятельно поэкспериментировать с новыми материалами. Также я оставляю на столе или прикрепляю к доске рисунки-плакаты с изображением знакомого ребенку предмета или персонажа в незнакомой обстановке. Дети чувствуют необходимость помочь героям справиться с возникшими проблемами. Для этого они могут использовать не только изобразительные средства, но и речевые. Во время сюжетно-ролевой игры предлагаю стать архитекторами (необходимо выполнить проект нового дома), дизайнерами (придумать новое платье для куклы), археологами (нарисовать подробную план-схему, где были найдены сокровища древних цивилизаций). На прогулке в теплое время выношу детям цветные мелки для рисования на асфальте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Художественную работу с детьми я строю так, чтобы в процессе деятельности у ребят формировались не только инициативность самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, но и коммуникабельность.  

Очень многое зависит от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит вам и вашим детям неотразимую радость!

И хочется закончить словами В.А. Сухомлинского «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь