Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект образовательной ситуации "Звуки [М], [М′] (лексическая тема «Игрушки»)

Дата публикации: 2018-12-17 18:44:45
Статью разместил(а):
Аникина Ольга Яковлевна

Конспект образовательной ситуации

«Звуки  [М], [М′]»,  лексическая тема «Игрушки»

Автор: Аникина Ольга Яковлевна

учитель-логопед МБДОУ "Д\с "ЛУКОМОРЬЕ"

г. Черногорск, Республика Хакасия

 

Цель: Создание условий для речевого развития посредством ознакомления детей со звуками [М], [М′]  в слогах,  словах,  предложениях.

Задачи:

1. Создать условия для закрепления правильного произношения звука [М] в слогах, словах, предложениях.

2. Способствовать закреплению умения определять наличие или отсутствие  звуков [М], [М′] в слове. Упражнять  в  анализе слогов типа «АМ», «МИ».

3. Способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи, фонематических представлений, зритель­ного восприятия и внимания, речевого слуха, общей моторики и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

4. Создать условия для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив­ности. 

Оборудование:

1. Игрушки:  Буратино,  «волшебная  коробочка».

2. Игрушки  для  магазина  игрушек  со  звуками  [М], [М′]  и  без  них.

3. Индивидуальные  зеркала.

4. Схемы  звуков:  демонстрационные  и  раздаточные.

 

Ход  ОС

I.  Орг.  момент.  (Развитие фонематических пред­ставлений. Объявление темы занятия.)

Дети заходят в группу. Появляется игрушка-Буратино, «рассказывает», что  спешил к Мальвине на урок. Но злой Карабас-Барабас всех своих кукол закрыл в чулане, выпустит, если Буратино принесет золотые монетки.

- Ребята, как мы можем помочь Буратино? (Выслушиваю ответы детей).   

- Ребята, мы сможем помочь Буратино? (Выслушиваю ответы детей).   

- Хорошо, за правильные ответы вы будите получать золотые монетки, которые мы отдадим Буратино и он спасет своих друзей.   

II.  Введение  в  тему.

1. Игра  «Отгадай загадку»

- А вот и первое задание от Карабаса – Барабаса.   Это загадки.

В этой молодице

Прячутся девицы,

Каждая сестрица —

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки.

Хлопают в ладошки

Веселые...     Матрешки.

- Отлично.  Вы правильно подсказали сло­вечко. А вот  еще загадка.

      Мне с ним нравится играть: 
      Прыгать, бегать, догонять! 
      Что за шарик резво скачет? - 
       Это мой любимый ...   Мячик

- Молодцы. А эту отгадаете?

        Эту девочку мы знаем,

        От всех кукол отличаем,

        С голубыми волосами

        И красивыми глазами,

        Она вежливой была

        В домике в лесу жила

        И учила Буратино

        Это куколка … Мальвина.

- Молодцы, ребята. Следующая загадка. 

       Есть кабинка, кузовок, 
       Откидной на нём борток, 
       Есть колёсики и шинки 
       У игрушечной ...  Машинки

- Отлично.  Вы правильно подсказали сло­вечко. 

        Кто не ест душистый мед

       И в берлоге не живет?

       Не умеет он реветь.

       Это — плюшевый ...  Медведь

- Вы просто умницы, мы обязательно все выполним. А вот еще.

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем... Погремушка

Выставляю на стол игрушки – матрешка, мяч, машинка, медведь, погремушка, Мальвина.

Здесь и далее за правильные ответы дети получают «золотые» монетки.

2. Выделение звука из слов:

- Я  назову  игрушки еще  раз,  а  вы  послушайте,  какой  одинаковый  звук 

есть  во  всех  словах. Выслушиваю  ответы  детей.    

III.  Знакомство со звуком.

- Ребята, у Буратино следующее задание.

1. Артикуляция  звука.

- предлагаю отгадать загадку и ответить на вопрос:  

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ ...»

когда мы произносим звук [М]:

- губки сомкнуты без напряжения;

- воздух выходит через нос;

- горлышко «работает».

показываю  символ звука [М]: корова мычит: МММ ..,

затем объясняю, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим символом.

- Ребята, а как называется детеныш коровы? — «Теленок». 

 обращаю внимание на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый  символом.

2. Характеристика звука. (ответ детей) 

 Звук [М] — согласный, твердый, звонкий.

 Звук [М′] — согласный, мягкий, звонкий.  

- Молодцы, ребята. (вручаю монетки)

IV. Различение на слух и правильное произнесение звука. 

1. Произнесение  звука  в  слогах.

внимательно прослушайте и повторите серию слогов: 

ма-мо,  ма-мы,  му-ма,  му-мы;   ам-ом,   ум-им,   ум-ам,   ом-им. 

Пальчиковая гимнастика.

- Буратино, а дети умеют выполнять пальчиковую гимнастику, ребята повторяйте за мной.

На  каждый  слог  к  большому  пальцу  поочередно  прикасаются  другие  пальцы:  указательный,  средний,  безымянный,  мизинец.

МА – МУ – МО – МИ.

Сначала  играют  пальцы  правой  руки, потом  левой,  затем  пальцы  обеих  рук.

2. Игра  «Четвертый лишний»

-  Догадайтесь,  какая  «песенка»  лишняя: 

АМь – АМь – ОМь,             УМ – ИМ – УМ.

МА – МА – МО                    МИ – МЫ – МИ

3. Звуковой анализ. 

- Буратино просит  выложить  схему  «песенок»  «МА», «МИ». 

- Сколько  звуков  в  «песенке»?

- Какой  первый (второй)?

- Какой  квадратик  мы  положим  звуку  И (Мь)?

- Прочитайте  «песенку».

4. Произнесение звуков в словах, выделение голосом.

Игра «Магазин игрушек».

-  Ребята, давайте поможем Буратино, вот сюда положим игрушки  в  названии  которой  есть  «Мь», а сюда со звуком «М».

Игрушки  стоят  на  столе  позади  детей, они находят  игрушку  со звуком  «Мь»,  называют  слово (делят игрушки)

V. Физминутка.

- А  сейчас  мы  с  Буратино  погуляем, будем четко произносить за ним чистоговорки 

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим мы эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

VI. Закрепление правильного произнесения звуков в предложении.

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей …

– Малины! – закричал медвежонок  Миша.

– Да при чем здесь «малина»!

- Что хотел сказать мышонок Мыша: «Лучше нашей … мамы».

- И последнее задание. (на внимание )

Помогите Буратино отыскать все игрушки с пройденным звуками.

VII. Итог.

- Ребята, мы с Буратино хотели бы уточнить, с какими звуками мы знакомились. Дети проговаривают характеристику звуков, считают полученные монетки, отдают их Буратино.

Сюрпризный  момент: Буратино благодарит детей, кладет монетки в «волшебную  коробочку», закрывает её, открывает (с другой стороны) и достает  леденцы. Буратино угощает детей и прощается.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь