Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Современные требования к организации физкультурного занятия на воздухе дошкольников

Дата публикации: 2019-03-03 10:48:06
Статью разместил(а):
Смирнова Елена Сергеевна

Современные требования и педагогические условия к организации физкультурного занятия на воздухе дошкольников в ДОУ

Автор: Смирнова Елена Сергеевна

 

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития и является важнейшим этапом физического воспитания детей. Сохранение, укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного [1, c.85]. Основными требованиями предъявляемые законом «Об образовании в Российской Федерации» к физическому воспитанию и развитию детей в дошкольном возрасте является развитие их физических качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства [4, с.7]. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. 

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» [3, с.213].

Организованное физическое воспитание в ДОУ способствует правильному физическому развитию детей. 

Основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в процессе физического воспитания и образования является:

- учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; и возможности освоения ребенком образовательной Программы «Физическое развитие» на разных этапах ее реализации.

- принцип интеграции различных образовательных областей.

Основными задачами образовательной области «Физическое развитие» являются:

— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

— овладение подвижными играми с правилами;

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, стандарт выделяет два основных направления образовательной и воспитательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Процесс физического воспитания детей строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой. Правильно организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе.

Ведущая роль в физическом воспитании и развитии ребенка в ДОУ принадлежит воспитателям и инструкторам. В их обязанности входит: организация и проведение занятий по физическому воспитанию и развитию ребенка; обеспечение безопасности воспитанников при проведении физических и спортивных занятий и оказание первой доврачебной помощи; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений; взаимодействие с родителями воспитанников в вопросах физического воспитания.

Для реализации требований к организации процесса физического воспитания детей в ДОУ необходимо наличие здоровьесберегающей развивающей среды с соблюдением материально-технических условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3049-13:

1. Физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием: гимнастической стенкой, массажёрами, матами, модулями, обручами, скакалками, дугами, гантелями и т.д.

2. Спортивная площадка на улице, оснащённая гимнастическими лестницами, дугами для подлезания, металлическими конструкциями для развития равновесия и координации, площадкой для игры в баскетбол, волейбол, футбол. Для обогащения двигательного опыта детей на воздухе необходимо наличие самокатов, бадминтона, волейбольной сетки, баскетбольных мячей, скакалок, лыж.

3. Тренажёрный зал, оснащенный детскими тренажерами для комплексного развития мышечного корсета, а также систем и функций организма ребёнка (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов).

4. «Центры здоровья» для активизации двигательной деятельности детей в течение дня, способствующих становлению основ здорового образа жизни.

5. Измерительные приборы: динамометр кистевой, секундомер, спирометр, рулетка, тонометр.

При организации процесса физического воспитания на воздухе в ДОУ необходимо использовать различные формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой на воздухе, физкультурные минутки в организованной образовательной деятельности, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Согласно требованиям СанПиН занятия по физическому воспитанию и развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий детей старшего дошкольного возраста составляет 25-30 минут.  

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому воспитанию и развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях процесс непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию и развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Организовывать процесс физического воспитания в ДОУ необходимо по следующему алгоритму:

• утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма;

• закаливание;

• подвижные игры на прогулке;

• физкультминутки в организованной образовательной деятельности;

• физкультурные занятия;

• гимнастика пробуждения;

• самостоятельная двигательная деятельность детей, позволяющая снять физическое и психическое утомление;

• совместная деятельность в форме физкультурных праздников и досугов, дней здоровья, спортивных кружков, спортивных игр на воздухе, которые дополняют естественную потребность детей в движении;

• медико-педагогический контроль.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» содержание процесса физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и утверждаемая самостоятельно дошкольным учреждением.

Планирование образовательной деятельности в процессе физического воспитания являющейся основной формой развития двигательных навыков и умений включает в себя разные формы организованной образовательной деятельности с дошкольниками:

– игровые – построены на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов;

– сюжетные – любые физические упражнения, знакомые детям;

– учебно-тренирующего характера;

– тематические – с одним видом физических упражнений;

– комплексные – с элементами развития речи, математики, конструирования и т.д., но с включением дополнительной задачи, которая решается через движение;

– самостоятельная деятельность – дети приучаются к организаторским действиям, т.к. им поочерёдно поручают провести разминку, бег, организовать игру;

– контрольно-диагностические – проводятся 2 раза в год (сентябрь, май) для получения информации об овладении детьми основных движений.

Основными образовательными задачами физического воспитания являются: формирование двигательных навыков (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах и др.) и освоение социальных знаний (значение физических упражнений для укрепления здоровья, представлений о своем организме, о здоровье, и др).

Физкультурные занятия — основная форма физического воспитания и организованного систематического обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий на воздухе.

В системе физического воспитания и образования дошкольников сложились разнообразные формы организации физических занятий, которые осуществляются педагогом в непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

В соответствии с ФГОС ДО, осуществлять занятия необходимо в форме совместной партнерской деятельности педагога с детьми, которую предложила Н.А. Короткова. [2, с33]

Педагог – партнер всегда равноправный участник дела. Партнерская позиция воспитателя способствует развитию активности, самостоятельности, умения принять решение, вызывает стремление к достижению результата, благоприятствует эмоциональному комфорту. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. [2, с. 11]

Так как в современных образовательных программах не заложено развитие двигательного творчества детей в процессе занятий физической культурой, то в работе с детьми необходимо использовать порциальные программы, дающие возможность развития  творческого воображения детей и использование творческих знаний в двигательной деятельности.

К таким программам относятся: Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольника»; В.П. Кудрявцев «Развитие двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет»; Н.П. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления»; В.Г. Алямовская «Здоровье». Данные программы включают в себя использование игрового и соревновательного метода реализующие творческий потенциал детей.

Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. При проведении занятий необходимо не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи, тем более что занятия на воздухе создают для этого благоприятные возможности.

До начала занятия и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занимательной деятельности на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности [5, с. 6]. Занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять движения в естественных условиях: использовать различные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности), от рельефа; использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений, а также дают возможность познакомить детей с лазанием по шесту, передвижением на лианах, рукоходах; позволяют выполнить прыжки в длину и в высоту с разбега, используя прыжковую яму и т.д. [4, с. 279].

Все физкультурные занятия строятся по определенному плану и позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. В настоящее время наиболее распространенной является трех - частная структура занятия, состоящая из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра) и заключительной частей [4, с. 265].

Структура занятия на свежем воздухе является общепринятой и строится по той же схеме. Однако в проведении физкультурных занятий на воздухе имеются и некоторые специфические особенности.

Физкультурные занятия можно проводить перед прогулкой или в конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 минут в помещении под контролем няни, а затем выйти на прогулку.

Занятия на воздухе должны проводиться при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового способов организации детей при выполнении основных движений, подбору эстафет и игр. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии) [5, с. 7].

Физкультурные занятия, проводимые в начале прогулки, стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. Поэтому после физкультурного занятия нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Если занятие проводится в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни в начале прогулки менее подвижные игры.

В холодное время года, так как дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении, занятия рекомендуется проводить в конце прогулки.

При организации физкультурных занятий детей на открытом воздухе одежда детей должна соответствовать температуре воздуха на улице и обеспечивать свободу движений, иметь 2-3 слоя, соответствовать росту и полноте тела ребенка. Для предотвращения перегревания и переохлаждения одежда подбирается в соответствии с температурой наружного воздуха. Для сохранения правильного теплообмена необходимо чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают как современная одежда для занятий спортом, так и традиционная из хлопчатобумажных, трикотажных, рыхлых шерстяных тканей. Обувь подбирают в соответствии с размером стопы, что бы ни стеснять ногу и не нарушать кровообращение.

При подборе одежды необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: закаленные дети носят облегченную одежду, а дети начинающие закаливание или часто болеющие и плохо переносящие холод занимаются в более теплой одежде. Рекомендации к одежде для проведения физкультурных занятий на воздухе в течении всего года представлены в приложении (Приложение 2).

Для проведения физкультурных занятий на воздухе в течении всего года необходимо наличие:

— спортивной площадки с твердым покрытием позволяющим проводить занятия после дождя, поздней осенью, ранней весной и в оттепель. Площадка с твердым покрытием не исключает и площадку с травяным покрытием, где принято заниматься летом в хорошую погоду.

— оборудование, инвентарь и пособия для игр. По краям площадки должно быть установлено стационарное оборудование: гимнастическая стенка, бревна, мишени, баскетбольные щиты, стойки для натягивания сетки. Использование различных спортивных пособий способствует успешному проведению занятий на воздухе. Использование специально подобранных пособий таких как: палки, палки-шесты, шнуры, обручи, мешочки с песком, дают возможность целенаправленно влиять на тренировку отдельных групп мышц. Рекомендуемое оборудование и инвентарь для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе детей дошкольного возраста представлены в приложении (Приложение 3).

Особое внимание в процессе физкультурных занятий на воздухе должно уделяться физической нагрузке при выполнении физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста.

Физическая нагрузка – величина влияния физических упражнений, выполняемых во время занятий, на функциональную деятельность всех органов и систем детского организма. Пик таких нагрузок должен выпадать на подвижную деятельность в основной части занятия.

Для регулирования (увеличения или уменьшения) физических нагрузок можно включать в содержание занятия более сложные или простые упражнения (больше всего нагрузку на организм обеспечивает работа больших, а не мелких групп мышц); изменять их количество и дозировку, темп выполнения, амплитуду, количественные параметры движения (высоту, длину, другое) и инвентаря (размер предметов). Важно следить за степенью напряжения мышц при выполнении; сокращать паузы между упражнениями, простой детей за счет предварительной подготовки разметки, оборудование и продумывания способов оперативной расстановки (уборка оборудования, раздача) сбор инвентаря, рациональная расстановка детей во время выполнения движений, целесообразный подбор методов и приемов работы с воспитанниками.

При проведении физкультурных занятий на воздухе в холодное время года исключаются общеразвивающие движения, а планируются прыжки, бег, подвижные игры.

Таким образом, для полноценного физического развития детей старшего дошкольного возраста необходимо проведение образовательной деятельности в рамках физкультурных занятий на свежем воздухе способствующие освоению социальных знаний и укрепления здоровья организма детей с соблюдением следующих педагогических условий:

- проведения систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию двигательных навыков и умений по средствам физических упражнений на физкультурных занятиях на воздухе;

- использовать в работе с детьми комплекс физкультурных занятий на воздухе с элементами творческих игр с использованием разнообразных видов физических упражнений соответствующий возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;

- наличие предметно-развивающей среды при организации занятий на воздухе;

- формирование мотивации к образовательной, учебной деятельности;

- организован двигательный режим на воздухе;

- взаимодействие с родителями воспитанников в организации профилактической и оздоровительной деятельности с детьми при проведении занятий на воздухе.

 

Вывод.

1. На протяжении старшего дошкольного возраста происходят существенные качественные изменения, связанные с интенсивным анатомическим и функциональным созреванием организма детей, развитием двигательного анализатора. Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Эти изменения позволяют широко решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Одной из важнейших психологических особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

2. Для эффективности процесса обучения детей физическим упражнениям на воздухе необходимо использовать наглядные, словесные и практические методы. Обучение детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям осуществляется преимущественно на физкультурных занятиях с традиционной структурой и соблюдением поэтапной техники обучении. В обучении детей физическим упражнениям на воздухе, используют упражнения в основных движениях и подвижные игры, спортивные игры и спортивные упражнения.

3. Для полноценного физического развития детей старшего дошкольного возраста, необходимо проведение образовательной деятельности в рамках физкультурных занятий на свежем воздухе способствующие освоению социальных знаний и укрепления здоровья организма детей с соблюдением следующих педагогических условий:

- проведения систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию двигательных навыков и умений по средствам физических упражнений на физкультурных занятиях на воздухе;

- использовать в работе с детьми комплекс физкультурных занятий на воздухе с элементами творческих игр с использованием разнообразных видов физических упражнений соответствующий возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста

- наличие предметно-развивающей среды при организации занятий на воздухе;

- формирование мотивации к образовательной, учебной  деятельности;

- организован двигательный режим на воздухе;

- взаимодействие с родителями воспитанников в организации  профилактической и оздоровительной деятельности с детьми при проведении занятий на воздухе.

 

Список использованных источников:

1. Быкова А. Упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метании [Текст] / А. Быкова // Дошкольное воспитание.- № 9.- С. 37. 

2. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / А.В. Кенеман., Д.В. Хухлаева.- Москва: Просвещение, 1978. - 272 с. 

3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий [Текст] / Л.И. Пензулаева . - Москва: Мозаика-Синтез , 2015 .- 128с.

4. Подольская Е. Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие …: конспекты спортивных праздников и досугов [Текст] / Е. Подольская // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С.21-31. 

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова . – Москва : Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с. : ил.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь