Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование методов социологии в экологических исследованиях и проектах обучающихся

Дата публикации: 2019-04-18 14:49:39
Статью разместил(а):
Владимирова Любовь Павловна

Использование методов социологии в экологических исследованиях и проектах обучающихся

Автор: Владимирова Любовь Павловна

МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг

 

Основным условием развития творческих способностей учащихся является активное включение их в образовательный процесс как исследователей, самостоятельно добывающих знания, открывающих для себя что-то новое, неизвестное. Одной из продуктивных форм работы практической направленности с обучающимися является исследовательская деятельность.

Экология  как наука, учебный предмет дает большие возможности для организации такой деятельности. “Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ учащихся в области  экологии, поскольку в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, а термин “ экология ” используют с такими словами как “общество”, “семья”, “культура”.[1]

При проведении экологических исследований наряду с физико-химическими и биоиндикационными методами иногда в качестве дополнения используются методы социологии. Это прежде всего опросные методы, которые преследуют цель изучения общественного мнения по той или иной экологической проблеме. Например, в работе учащихся гимназии «Оценка качества питьевой водопроводной воды г. Выборга» (2014 г.), в основу которого было заложено исследование биохимических показателей воды, использовались также данные социологического опроса «Какую воду мы пьем». Участвовавшие в этом опросе жители города не только выразили свое отношение к данной проблеме, но и дали оценку органолептических свойств водопроводной воды (цвет, вкус, запах, прозрачность). Эта оценка подтвердила данные, полученные опытным путем. Однако провести опрос, особенно не специалисту, задача не простая.

Чтобы правильно провести социологический опрос и его результаты имели вес, начать надо с написания гипотезы опроса, в которой формулируется проблема, цель исследования, определяется методика опроса и обработки данных, обосновывается выбор аудитории, мнение которой нас интересует, указываются ожидаемые результаты. Все эти этапы учащиеся проходят под руководством педагога. При сборе социологических данных в экологических исследованиях используют такие виды опроса, как анкетирование и интервью. Анкетирование самый распространённый в социологии метод. Искусство составления анкеты состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясности и двусмысленности. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям опроса и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезу. Учащиеся составляют анкету вместе с руководителем, который вносит коррективы.

Анкета должна содержать небольшое количество вопросов, требующих простых, однозначно трактуемых ответов. Такие вопросы называются закрытыми. Если вопрос предполагает большее, чем «да» или «нет», количество ответов, то нужно продумать и привести все возможные варианты. Так, в работе «Безнадзорные животные как одна из экологических проблем города Выборга» (2016 г.) помимо других методов применялся опрос жителей. Вопрос анкеты, который юные исследователи никак не могли обойти, звучал так: «Какие же методы сокращения численности бездомных собак Вы считаете наиболее приемлемыми?».

Чтобы облегчить задачу респондентам были предложены возможные альтернативы:

- содержание в приютах, питомниках, с дальнейшим нахождением нового хозяина;

- усиление контроля за хозяевами домашних животных (обязательные учет, регистрация, ответственность пред законом);

- стерилизация;

- физическое уничтожение.

Открытых вопросов, рассчитанных на свободный ответ анкетируемых, следует использовать минимум, так как они трудны в обработке и интерпретации. Но совсем без открытых вопросов не обойтись. Так, например, в исследовательском проекте «Бытовая химия: польза или вред» (2016 г.) использовалась анкета о применении средств бытовой химии дома. Чтобы изучить выбор домохозяек, в закрытом вопросе должен был бы быть представлен весь ассортимент этих средств, а это огромный список. Да и опрос был не маркетинговый, а имел совсем другую цель. Поэтому в анкету включили два открытых вопроса: Какие средства бытовой химии Вы используете при стирке белья? Какие средства используете для мытья посуды? В дальнейшем при обработке анкет составили ранжированный список наиболее используемых в быту химических средств.

При составлении анкеты исследователи экологических проблем не должны забывать и о тех вопросах, которые касаются пола, возраста, возможно, рода деятельности опрашиваемых. Эти вопросы нужны для того, чтобы посмотреть, отличаются ли взгляды на одну и ту же экологическую проблему людей с разными демографическими характеристиками. К примеру, в опросе о безнадзорных животных в городе, люди старшего поколения (50 лет и более) проявляют, судя по ответам, больший гуманизм к обездоленным животным, нежели молодые (20-40 лет). Молодые респонденты чаще выражают безразличное отношение к бездомным животным, не подкармливают их, не готовы взять их в дом и многие из них высказываются за физическое уничтожение четвероногих бродяг.

Социологический опрос в экологических исследовательских проектах иногда может использоваться не только как дополнение, но и как основной метод. В 2015 году учащиеся гимназии провели исследование «Экологические проблемы города Выборга глазами его жителей», в основу которого были положены несколько мини-опросов по следующим темам: «Город и бытовые отходы», «Дыхание города», «Яды из водопроводного крана». Жители города выделили проблемы замусоренности, загазованности и качества водопроводной воды в категорию самых острых на тот период времени экологических проблем Выборга. Впоследствии каждой из этих проблем были посвящены отдельные исследования с применением физико-химических и биоиндикационных методик.

Очень важные моменты работы - обоснование выбора аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине нам бы хотелось узнать) и расчет выборочной совокупности. С выбором аудитории связаны место и время проведения опроса. Скажем, в опросе о пользе или вреде бытовой химии, нам необходимо было знать мнение домохозяек по этой проблеме. И потому этот опрос учащиеся проводили в отделе бытовой химии гипермаркета. Другой пример: когда юные исследователи работали над проектом живого уголка в гимназии, их интересовало мнение учеников, их родителей и педагогов. В этом случае анкетирование проходило в стенах гимназии.

Сложнее обстоит дело с опросами, которые адресованы не какой-то конкретной группе, а населению вообще. Сложность состоит не в расчете выборочной совокупности, а в технике проведения анкетирования. Дело в том, что подобного рода опросы проводятся профессиональными интервьюерами по квартирам. Но учащиеся, которые задействованы в опросе, по большей части несовершеннолетние. Следовательно, опрашивать людей по квартирам они не могут. Поэтому все опросы, цель которых изучить общественное мнение горожан, проводятся учащимися среди прохожих на улице под контролем руководителя. Другой опросный метод сбора информации, которым активно пользуются учащиеся, интервью. Оно предполагает устное вербальное взаимодействие интервьюера с респондентом.

Различают стандартизированное и свободное интервью. Стандартизированное интервью это тот же анкетный опрос, проведенный в устной форме. Не все респонденты самостоятельно заполняют анкеты, некоторые предпочитают, чтоб им зачитывали вопросы. Довольно часто учащимся приходится проводить анкетный опрос именно в такой форме. Свободное интервью в экологических исследованиях и проектах применяется в начале, когда нужно познакомиться с ситуацией. Обычно после изучения литературы по теме, учащиеся встречаются со специалистами в этой области.

Интервью лучше проводить на рабочем месте специалиста по составленному заранее примерному перечню вопросов. Так, на начальном этапе исследования качества питьевой воды, юные экологи гимназии посетили водоочистные сооружения Выборга, посмотрели на месте как происходит процесс водоочистки и взяли интервью у специалистов. Когда исследуемая проблема рассматривается с разных точек зрения, возникает необходимость узнать мнение специалистов разных сфер деятельности. Например, в исследовании проблемы бездомных животных изучались юридический, эколого-эпизоотологический и нравственный аспекты взаимоотношений человека и бродячих животных. Исходя из этого, были проведены интервью со специалистами отдела охраны окружающей среды, ветеринарной службы, ЖКХ, врачами травматологами, работниками приюта для собак.

Интерпретация полученных данных – это, по мнению учащихся, самый сложный, но и самый интересный процесс. Это не простое превращение социологических данных в числовые величины (проценты, среднее арифметическое и т.д.). “Социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь “вносит” в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой” [2]. На этом этапе работы учащиеся овладевают методами математической статистики, развивают способности к анализу и обобщению широкой и весьма разнообразной эмпирической информации.

За проведенным социологическим опросом стоит большая исследовательская работа учащихся. Использование социологических опросных методов в рамках экологических исследований и проектов позволяет раскрывать и развивать исследовательские способности личности, коммуникативные качества, самостоятельность, умения работать с различными источниками информации, главным из которых является человек.

 

Литература:

  1. Введение в социальную экологию: Учеб. пособие. ч. 1,2. М., 1993.

  2. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии.- Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов, 2012.- 432 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь