Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Коррекция лексическо-грамматического строя речи у младших школьников

Дата публикации: 2019-08-25 23:46:24
Статью разместил(а):
Цветнова Роза Халимовна

Коррекция лексическо-грамматического строя речи у младших школьников на занятиях по изобразительной деятельности

Автор: Цветнова Роза Халимовна

МОУ "СШ № 2",  г. Волжск, РМЭ

 

С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходиться встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Количество детей с данным заключением увеличивается, аграмотных и компетентных специалистов в этой области недостаточно. Особенно острой эта ситуация является в небольших городах и малых населенных пунктах.

Именно изобразительная деятельность, в частности детское рисование, способствует умственному, моторному, эмоционально-эстетическому и волевому развитию детей, а также совершенствует зрительное восприятие, воображение, память, речь, различные мыслительные операции. Наилучшего эффекта в коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР (3 уровень) со стертой дизартрией можно достичь с помощью нетрадиционных способов рисования. Использование необычных техник увлекает детей, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, помогает коррегировать компоненты речевой системы, и на данном фоне строится коррекционная работа.

Художественное развитие – сложный и длительный процесс, и начинается он в раннем дошкольном возрасте. В этот период интенсивно развивается эстетическое восприятие, формируется художественный вкус. Анализ педагогической литературы дает основание сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте происходит становление и формирование разных видов художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой (Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина, О.С. Ушакова,  Е.А. Флерина и др.). Исследователи подчеркивают: лишь в условиях общения со взрослым (речевая деятельность) художественная деятельность детей активно и целенаправленно развивается.

Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества. Дети младшего школьного возраста рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность для ребенка является естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.

Интересен поставленный К.И. Чуковским вопрос, о соотношении речи и рисунка ребенка. Считается, что рисунок в раннем детстве замещает речь, которая еще недостаточно развита, чтобы служить выражению мыслей и чувств. К.И. Чуковский отмечает широкое применение детьми глаголов и крайне незначительное – прилагательных. В рисунке дошкольников можно отметить отсутствие воспроизведения действия, движения. Хотя ребенка привлекают функции предметов, но передает предметы он статично, лишь преувеличивая, подчеркивая в форме предметов то, что эти функции выражают. В этом можно увидеть разделение задач рисунка и речи: глаголы в речи восполняют недостающее в рисунке действие, а рисунок замещает отсутствующие в речи прилагательные. Можно отметить и особое значение рисования в развитии самой речи. Рисование является стимулом, «дрожжами», питающими обогащение речи, ускоряющими ее собственное совершенствование.

Ю.А. Полуянов отмечает, что на пути к первым изображениям союзником рисования является речь. Об этой связи ученые знали давно, однако считалось, что в рисовании речь играет второстепенную роль, дополняя главное – активную зрительную деятельность ребенка. Однако исследования физиологов показали, что в течение всего периода активной изобразительной деятельности, начиная со стадии каракулей до 9 – 10 лет, процесс рисования преимущественно связан с активностью речевых отделов мозга и рисунок отражает тот уровень обобщения, который доступен ребенку в мышлении. Зрительные отделы мозга тоже активизируются, но несколько меньше. Изобразительная деятельность, как и речь, в годы детства развивает мышление.

В изобразительной деятельности детей с ОНР (3 уровень) со стертой дизартрией ярко проявляются двигательные нарушения. Основной же дефект - запоздалое и неполное включение речи в деятельность. Характерно специфическое инактивное, слабо дифференцированное восприятие всего окружающего. Типично отсутствие яркой эмоциональной окраски, которая обычно свойственна восприятию детей с нормой речевого развития. Многим детям данной категории присуще индифферентное, пассивно-безразличное отношение к цвету, хотя все они обладают способностью различать и узнавать цвета.

Понимание относительной константности цвета как постоянного признака предмета выражается у них в произвольности раскраски, а недостаточное развитие эстетического вкуса приводит к тому, что ребенок не может реализовать в рисунке гармоническое сочетание цветов. По этой причине парно расположенные декоративные элементы в геометрическом орнаменте раскрашиваются произвольно («во все цвета»), без учета центра или оси симметрии. Характерно, что дети с общим недоразвитием речи со стертой дизартрией используют цвет как украшение изображаемого, а не как средство передачи реальной окраски предметов. Все это отрицательно сказывается на формировании представлений, которые у детей данной категории отличаются неполнотой и неточностью.

Абсолютному большинству рисунков детей с ОНР (3 уровень) со стертой дизартрией свойственна схематичность: весьма примитивная и упрощенная форма, ее двухмерное выражение, фрагментарность и подчеркнутая геометризация, непропорциональность, статичность изображения. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция действовать графическими штампами, т.е. механически, без должного осмысления воспроизводить одни и те же стереотипные ранее заученные изображения.

Рисование – наиболее интересный и предпочитаемый вид детской деятельности, поэтому его можно успешно использовать как составную часть коррекционной работы. Особенно увлекает детей рисование необычными материалами (соль, тушь, пастель, сепия, восковые мелки) и оригинальными техниками (кляксография, рисование пальчиками, тычкование, обведение трафарета, тиснение, граттаж и т.д.) — это позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет свой непредсказуемостью.  На занятиях по изобразительной деятельности имеются богатые возможности создавать благоприятные (в том числе игровые) ситуации, позволяющие постепенно усложнять речевые упражнения в зависимости от степени речевой самостоятельности детей. Возможности рисования могут быть успешно использованы в логопедической работе с дошкольниками с ОНР (3 уровень) со стертой дизартрией. Этому способствует:

·        последовательная, поэтапная постановка конкретных целей наблюдения (определение формы, размера, конструкции, цвета, положения в пространстве) в соответствии с порядком построения рисунка;

·        чередование рисования с анализирующим наблюдением; концентрация внимания ребенка на отдельных сторонах, свойствах изображаемого предмета с учетом индивидуальных особенностей, рисующего; фиксация внимания только на одной части предмета (остальные загораживаются);

·        систематическое повторное привлечение ребенка к рассматриванию предмета, побуждение к сравнению выполняемого рисунка с натурой, для некоторых детей важно подержать предмет в руках, почувствовать, какой он на ощупь, определить большой он или маленький, понюхать, рассмотреть цвет, форму  ; 

·        дополнительное (к зрительному способу) тактильно-моторное изучение плоского предмета, в частности обведение его по контуру указательным пальцем (или карандашом) с целью повышения ориентировочной функции глаза в различении формы изображаемого предмета;

·        перемещение предмета из одного положения в другое для уточнения его конструкции;

·        побуждение ребенка к сравнению натуры с геометрическими эталонами, с другими предметами такой же формы;

·        включение практической деятельности детей в процесс изучения объекта изображения (элементов строительного материала, сборно-разборных игрушек и т.д.), которые до начала рисования могут быть разобраны на части;

·        применение способа «пассивных» движений, когда педагог водит пальцем ребенка по контуру предмета (прием используется, если предыдущие не дают результата);

·        стимуляция детей к изобразительной деятельности, использование поощрительных приемов;

·        создание игровых, занимательных ситуаций, связанных с изображением;

·        четкая и логичная система подбора вопросов;

·        умелый отбор предметного, глагольного словаря, словаря признаков, который дети должны усвоить в активной речи.

Процесс восприятия объекта становится более организованным и целенаправленным, если он сопровождается речью педагога и самого ребенка. Слово при этом выступает и как средство организации изобразительной деятельности, и как средство развития речи и мышления детей.

Фрагмент урока изо в технике кляксграфия.

- Ребята, а что такое клякса?

- Правильно, это пятно неопределенной формы.

- Как оно появляется?

- А вы хотите стать волшебниками?

- Сегодня наша клякса превратиться в … узнаете, отгадав загадку

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (Солнышко)

- Какого цвета солнышко? Значит нам понадобится желтая краска.

- Ставим кляксу жёлтого цвета, раздуваем трубочкой в разные стороны.

Очень полезно рисование на листах бумаги большого формата и широкой кистью, использование густой краски, рисование руками, ладошками. Все это позволяет ребенку выйти из состояния зажатости на уровне тела (он вынужден сделать глубокий вдох, широкий взмах рукой, чтобы закрасить большую поверхность), и на уровне эмоций (переживание значимости из-за большой величины изображения, обилия краски) . Исчезает скованность движений кистей рук, они приобретают  хорошую подвижность и гибкость, пальчики становятся более  ловкими, их движения более дифференцированными, увеличивается амплитуда движений, наблюдается меньшая утомляемость, дети быстрее овладевают сложными движениями (проведение линий в ограниченном пространстве, штриховка фигур в определенном направлении, рисование тонкой кистью, процарапывание рисунка тонкой палочкой в технике граттажа и т.д.). Особое коррекционное значение имеет раскрашивание декоративных рисунков цветными карандашами. При этом вырабатывается точность движений руки, умение останавливать руку в нужной точке, регулировать амплитуду и силу нажима на карандаш.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми с общим недоразвитием речи со стертой дизартрией целесообразно чередовать виды занятий: рисование красками, рисование мелками, рисование пальчиками и т.д. Полезно сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме. Для мотивации к деятельности, особенно в начале года, а также в моменты плохого самочувствия ребенка, следует использовать сверхценные интересы ребенка (образы, вызывающие повышенный интерес) и стимулировать творческие проявления, развивая самостоятельность. 

Рисование портретов является важным этапом в развитии познавательной, эмоциональной сферы ребенка, восприятия и воображения. Это позволяет изучать вместе с детьми, из чего состоит лицо человека, при этом обращать внимание на все его части, их форму, цвет, пропорции и.т.д. Когда изображение готово, его можно подарить тому, кого нарисовали. При изображении во весь рост, в натуральную величину у детей развиваются пространственные представления и представления о схеме человеческого тела.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность, речевую активность, внимание, память можно включать в каждое занятие загадки. Они повышают интерес к изображаемому предмету. Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры можно разложить картинки, среди которых есть картинка-отгадка. Загадки постепенно заучиваются, ребенок зарисовывает отгадку и начинает произносить из нее строчки, что способствует развитию не только речи, но и памяти. 

С целью развития речи чаще всего детям показывают картины. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Постоянное внимание детей привлекают картины на сюжеты сказок, а также изображение цветов, фруктов и т.д. Следует показывать не только репродукции с произведений живописи, но и картинки в книгах. Показывать надо каждую отдельно, поставив на специальную подставку. При выборе картин необходимо соблюдать строгую постепенность, переходя от простых, доступных сюжетов к более трудным и сложным.

Произведения искусства обогащают детей жизненными впечатлениями, вызывают переживания, создают эмоциональный настрой. Служат примером применения образно-выразительных средств. Дети учатся не только понимать, чувствовать дух искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами языка.  Показу иллюстраций может предшествовать наблюдение действительности или, наоборот, показ иллюстративного материала предшествует наблюдению.

Большое внимание надо уделять отработке таких обобщенных понятий, как форма, цвет, размер, которые детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией дифференцируются плохо.

Необходимо повышать речевую активность детей на всех этапах учебного процесса: при обследовании предмета или образца; при определении композиции и порядка построения рисунка; при анализе выполненных работ. Нужно избегать распространенной ошибки, когда педагог подменяет речевую деятельность детей – сам рассказывает содержание рисунка, сам стремиться выявить особенности изображаемого, сам намечает ход выполнения работы.

В результате систематического целенаправленного обучения, у детей складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать. Приобретенные детьми навыки и умения позволяют им свободно и творчески изображать окружающую жизнь.

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, речи, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).  

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

2. Гудимова Н. Обучаем и воспитываем детей с отклонениями в развитии средствами изо деятельности / Н. Гудимова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №2. – С. 121.

3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. - №2. – С. 48-50.

4. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова – М.: МГУ, 1967. – 332 с.

5. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В.Водинская, М.С. Шапиро. – М.: Теревинф, 2006. – 48с.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

7. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход) / С.Н. Сазонова – М.: Академия, 2003. – 143 с.

8. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова – М.: Кола – Пресс, 1997. – 381 с.

9. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь