Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Работа ученика над музыкальными произведениями в классе домры

Дата публикации: 2019-10-22 20:14:46
Статью разместил(а):
Михайлова Маргарита Павловна

Работа ученика над музыкальными произведениями в классе домры

Автор: Михайлова Маргарита Павловна

МБОУ ДО «Урмарская ДШИ» Урмарского района Чувашкой Республики

 

Организация работы ученика над пьесами является центральным моментом музыкально-исполнительского образования. Работа над пьесами имеет две задачи: развитие многообразных исполнительских способностей и умений, приобретение исполнительских знаний; накопление исполнительского репертуара.

Музыкальное воспитание ученика и совершенствование его игрового аппарата происходит в работе над музыкальным произведением. Умение работать над ним – одна из основ более быстрого и успешного освоения учеником заданной ему программы, а соответственно – более быстрого и правильного роста мастерства самого учащегося. Начинается она с ознакомления с пьесой и заканчивается шлифовкой её готовности к показу на экзамене.

В педагогической практике невыполнение учащимися домашних заданий бывает нередким явлением. В подавляющем большинстве причина этого кроется не в недобросовестности или лени учащегося, а в непонимании задания, в незнании, как подойти к разучиванию произведения и добиться хорошего результата. Обычно этим и объясняется то, что учащийся дома многократно, но порой бегло, поверхностно проигрывает пьесу или часть ее от начала до конца, «пока не выйдет», а результата никакого. Кроме затраты сил и времени, такой метод работы над произведением ничего хорошего не дает.

Обучение не должно ограничиваться лишь заучиванием определённого количества пьес. Основная задача преподавателя – сформировать правильно мыслящего и умеющего самостоятельно работать музыканта. Поэтому одним из основополагающих принципов обучения является принцип сознательной активности, который предполагает:

1. Умение пользоваться полученными знаниями на практике.

2. Умение достичь результатов кратчайшим путём.

3. Умение работать над своим самообразованием.

Дело преподавателя – оснастить ученика знаниями, методами работы над преодолением тех или иных трудностей и показать ему наиболее простые и короткие пути освоения произведения в целом.

Принцип наглядности облегчает процесс исполнения. Звуковая сторона даёт понятие о музыкальном образе, зрительная помогает уяснить игровые приёмы, но не следует переоценивать значение показа.

Преподаватель должен требовать от ученика точного выполнения текста, ритма, но в вопросах стиля и трактовки, раскрытии содержания следует предоставить ученику возможность проявить свою творческую индивидуальность.

Задача начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной для этого возраста форме. Принципы доступности, постепенности, наглядности особенно близки практике обучения начинающих домристов, а затем и работе над произведениями. Особенно отметим следующие методы: исполнительский показ; прочное закрепление приобретаемых навыков и знаний; словесное пояснение; приём вычленения простого в сложном. Все эти средства направлены на то, чтобы новое стало близким и интересным, недоступное – доступным, сложное – простым, непонятное – понятным и т.д.

Многие принципы и методы обучения, применяемые при работе с младшими школьниками допустимы и в старших классах. Но работа с учащимися старшего возраста ставит новые задачи. Преподаватель уже может рекомендовать своему учащемуся более подробно анализировать изучаемые произведения. Ознакомление с фортепианной партией способствует более полному пониманию произведения.

Подбор произведений должен отвечать целям отработки каких-либо технических приёмов и развития музыкального мышления. Каждое произведение нужно изучать настолько детально и глубоко, насколько это доступно учащемуся на данном этапе развития. На этом строится принцип доступности. Нарушение его – в завышении учебного материала.

Рассмотрим 3 этапа работы над музыкальным произведением:

1. Знакомство и разбор.

2. Освоение технических и художественных трудностей.

3. Подготовка к исполнению на эстраде и открытый показ готового произведения.

Знакомство с произведением и разбор нужно начинать с рассказа о данном произведении и его авторе, понять форму произведения и основные средства исполнения, особенности нотной записи, увидеть конкретные технические трудности в этом произведении.

При предварительном ознакомлении очень важно, чтобы у учащегося сформировались четкие слуховые представления об изучаемом произведении, чтобы он впитал в себя через слух характер музыки, прочувствовал, какой будет конечный темп, уловил особенности динамики и постарался запомнить характер произношения штрихов. Очень полезно многократное прослушивание изучаемого произведения в исполнении великих мастеров-исполнителей, если это представится возможным. Только тогда, прежде чем играть, учащийся будет слышать внутренним слухом мелодию, и стремиться к наиболее совершенному его исполнению.

Второй этап самый сложный и длительный. Начиная работу над музыкальным произведением, необходимо проанализировать его с точки зрения формы, тонального плана, гармонии, фразировки, динамики, а также внимательно отнестись к авторскому тексту, обратить внимание на все обозначения, музыкальные термины.

Большое значение имеет правильный выбор аппликатуры, подходить к этому надо творчески, в соответствии с фразировкой и характером музыки, используя тембровые возможности инструмента, учитывая индивидуальные особенности аппарата ученика.

Нужно расчленить произведение на отдельные отрезки – куски, с которых и начинается их детальная проработка над техническими и музыкальными трудностями. Правильный подбор аппликатуры играет существенную роль в процессе работы над произведением.

В процессе работы над пьесой следует использовать этюды и упражнения и на этом подсобном материале строить основную работу над преодолением трудностей, которые в ней встретились. Этюды являются как бы переходным периодом от гамм к произведениям.

Качество исполняемого произведения зависит не только от технического совершенства и твёрдого знания текста, но и от качества исполнения звука. Звук – это основа музыки. Хороший звук – плод повседневной работы по текущей программе. Звук на домре не является готовым. Качество звука находится в зависимости от умения его извлекать, но также качество инструмента, медиатора, определение места на струне, положение правой руки, полная свобода, непринуждённость предплечья, кисти – всё это влияет на звук. Но самая главная роль отводится самоконтролю.

Работа над произведением на третьем этапе имеет цель достижения эстрадной готовности исполнения. Исполнение произведения целиком должно проводиться по возможности без остановок и ошибок.

Очень важным моментом в освоении пьесы являются концертмейстерские занятия. Работа над пьесой предусматривает не только отделку своей сольной партии. Учащийся должен не менее хорошо знать и аккомпанемент, так же проанализировав его и уложив на слух. Поэтому приступать к работе с концертмейстером класса надо уже в период общего освоения пьесы, а не при полной готовности своей партии в последнее оставшееся до выступления время. Партия аккомпанемента неотделима от сольной, так как композиционно связана с ней. Сопровождение не просто гармоническое дополнение и насыщение. Солист и аккомпанемент – ансамбль. Поэтому все закономерности ансамблевой игры должны соблюдаться и требуют кропотливой совместной работы. Можно добавить, своевременно начатая работа с концертмейстером ускоряет и улучшает освоение учащимся пьесы.

Работу учащихся над художественным произведением завершает обычно концертное выступление, дающее возможность играющему донести до слушателя содержание музыки, раскрыть ее красоту и выразительность.

Известно, что далеко не всем музыкантам (в том числе и весьма квалифицированным) удается высококачественное исполнение на сцене. Основной причиной этого является чрезмерное волнение.

Для успешного концертного выступления необходимо, чтобы учащийся твердо знал музыкальное произведение наизусть и успел «обыграть» его на репетициях в зале.

Играющий должен уметь полностью сосредоточить свои мысли на исполнении, т.е. не думать о чем-то постороннем, а главное – не реагировать на возможный шум и движение в зале.

Чем чаще будет выступать музыкант на сцене, тем лучше он научится владеть собой, собой и своим исполнительским аппаратом, что в конечном итоге повысит уровень его мастерства.

Таким образом, нами рассмотрены методы работы над музыкальным произведением. Концертная практика, являющаяся своеобразным итогом музыкальной подготовки учащихся, требует от них упорных, вдумчивых занятий на инструменте. Только в результате систематического и целенаправленного труда музыкант может овладеть теми навыками, без которых не мыслима его профессиональная деятельность. Поэтому преподаватель должен следить за тем, чтобы техническое и музыкальное воспитание ученика шли параллельно и направлять ученика по этому единственно правильному пути всестороннего развития.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Работа над музыкальным произведением должна полностью соответствовать общепедагогическим принципам и методам;

2. Последовательность этапов работы над музыкальным произведением должна тщательно продумываться исходя из целей и задач обучения;

3.Построение и подбор репертуара следует осуществлять в строгом соответствии возрасту и способностям ученика;

4.Недопустимость исключения каких-либо из названных этапов работы над произведением, ибо в противном случае работа не будет доведена до логического конца.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь