Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование коммуникативных УУД на основе учебников всех предметных линий в начальной школе

Дата публикации: 2019-12-16 16:03:02
Статью разместил(а):
Игнатова Лариса Юрьевна

Формирование коммуникативных УУД на основе учебников всех предметных линий в начальной школе

Автор: Игнатова Лариса Юрьевна

МБОУ "Первомайская СОШ им. А.С. Ерёмина", Татарский район, Новосибирская область

 

Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий. При организации  учебного процесса  в системе у ребёнка одновременно формируются и совершенствуются  все виды универсальных учебных действий.

Подробнее хочу остановиться на формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация – важная и одна из самых главных сфер нашей жизни. С самого раннего возраста ребёнок уже начинает общаться и говорить, а к моменту поступления в школу он обычно уже обладает рядом коммуникативных и речевых компетенций.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом.

Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.  В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнёра, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.

Рассмотрим подробнее методические приёмы, которыми я пользуюсь при  формировании коммуникативных и языковых компетенций.

Предметы

Используемые методы и приемы

Русский язык  

Работа над артикуляцией.

Лингвистические загадки, ребусы.

Расширение словарного запаса.

Написание изложений и сочинений.

Рецензирование творческих работ одноклассников в группе.

Написание писем, сообщений, смс.

Конструирование вопросов собеседнику и конструирование ответа на вопрос.

Конструирование определений. 

Орфографическая и пунктуационная грамотность.

Работа со словарями и справочниками.

Пример заданий:

1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. Лиственный дождь. Шляпка на ножке. Лиса, а не зверь.

2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. 1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Так едешь, далеко уедешь.  

Литературное чтение

Пересказ произведений (подробный, сжатый, выборочный, пересказ с изменением лица рассказчика). 

Рассказ от первого лица или от лица предмета («История репки. Как меня тянули из земли»).

«Комплимент» (например, литературному герою).

Введение в название произведения нового объекта («Лебедь, Рак, Щука и Волк» или «Кот в сапогах и собака в шляпе» сочинить новую басню, сказку).

Изменение развязки произведения (придумать другое окончание сказки, рассказа).

Ролевое чтение. Ролевая форма представления текста произведения.

Работа в парах и группах (инсценирование отрывка, разговор героев произведения).

Придумать разговор героев произведения по телефону.

Инсценирование произведения.

Словесное рисование.

Работать с научно–популярной литературой.

Создание устных диафильмов.

Фантазирование на тему.

Конкурс чтецов.

Математика 

Ролевые игры.

Осмысление текста задачи.

Составление задач по рисункам, схемам, опорным словам.

Инсценирование задач.

Составление алгоритмов.

Соревнования, турниры.

Пример заданий:

1.  Подготовьте в группе сообщение о различных мерах измерения. Первая группа о мерах длины, вторая группа – веса и т.д.

2.  Расскажи соседу по парте, как найти периметр фигуры, а он тебе - как найти площадь фигуры?

3.  Работа по учебнику. Рассмотрите рисунки. Объясните каждый способ сложения. А каким способом складываете вы? А какой способ кажется вам самым интересным? Почему?

4.  По рисункам объясни товарищу по парте, как решены примеры.

Окружающий мир 

Коллективные ролевые игры.

Загадки-описания «Отгадай, кто я? Где я?»

Групповые проекты и их защита.

Групповые представления на заданные темы.

Поиск ответов в разных источниках информации.

Герои учебника «Окружающий мир» А. Плешакова ведут на страницах диалоги между собой и позволяют ученикам включаться в диалоги, служат образцами для подражания. 

Сюжетные игры

Например, при изучении темы «Организм человека», учащиеся  выступают  в  роли  органов человека, и рассказывают о своей функции в организме, об их сохранении и укреплении человеком.   

Игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, решающих экологические проблемы.  

Исследовательская деятельность.

Пример заданий:

1. Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные встречи животных» или «Разговор комнатных растений».

2. Изучая тему «Звёздное небо», можно предложить задание:

- Под каким зодиакальным созвездием ты родился? Подготовь презентацию по данному созвездию и представь ее классу.

3.  Составьте в группе  кроссворд на тему «Правильное питание».  Поменяйтесь кроссвордом с другой группой и разгадайте его.

4.Запиши своё предположение «Если бы не было притяжение земли, то…» 

     

Большое внимание я уделяю групповой работе. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить.

Ребята сами разрабатывают правила работы в группе, наклеивают их на парты и стараются их придерживаться.

- обращаться друг к другу по имени 

- соблюдать в группе  дисциплину

- оказывать поддержку друг другу

- критиковать по делу

- уважать мнение каждого члена команды

- решать конфликтные ситуации

- рационально распределять между собой роли.

Обучающиеся учатся распределять работу в группе, договариваться друг с другом, оценивать свой вклад в общий результат, прислушиваться к различным мнениям и приходить к одному, общему. Таким образом, у детей появляется потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять. Учащиеся умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.

Мною при использовании метода групповой работы регулируется внутриколлективные отношения. Обстановка в классе на  уроках, когда дети работают в группе, точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Два раза в год я провожу оценку сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по следующим методикам.

- Оценивание сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. (Ж. Пиаже)

- Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

- Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

- Задание «Дорога к дому» и другие.

Целенаправленная работа над этими компетенциями позволяет учащимся уже в начальной школе приблизиться к положительным результатам. Ясно и чётко излагать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, задавать их собеседнику; подыскивать и излагать возражения, аргументировано отстаивать своё мнение или изменять свою позицию в случае необходимости, а также подчиняться решению группы ради общего успеха; понимать актуальную ситуацию общения и адекватно на неё реагировать.

 

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 1999.

3.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 (б).

4. Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач. [Текст] // Вопросы психологии, №2.- 1991.

5. Носова И.В.. Особенности работы в малых группах. [Текст] // – «Начальная школа плюс до и после», №6 – 2004.

6. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь