Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рефлексия на уроках по ФГОС НОО

Дата публикации: 2020-02-16 18:47:26
Статью разместил(а):
Комелькова Галина Аркадьевна

Рефлексия на уроках по ФГОС НОО

Автор: Комелькова Галина Аркадьевна

МОУ «Бродокалмакская СОШ», с. Бродокалмак, Челябинская область

 

Рефлексия - способность рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности: «Что я делаю? Как я делаю? Почему я так делаю, а не иначе?»- в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. В конечном  счете рефлексия дает возможность человеку определить подлинные основания собственных действий при решении задач. Развитие  рефлексивности  проявляется в умении учащегося анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio»- обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими..

Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: а) рефлексия настроения и эмоционального состояния; б) рефлексия деятельности; в) рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.д.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например приём «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора» рыбья кость».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения целей с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…-Теперь я знаю…»); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный приём синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.       

1. «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

2. Техника «Рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

3. Метод «Острова».

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.

Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

4. Метод «Зарядка». 

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

5. Метод «Плюс –минус -интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

6. Метод «Анкета». 

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

- На уроке я работал ...

- Своей работой на уроке я ...

-  Урок для меня показался ...

-  За урок я ...

- Мое настроение ...

-  Материал урока мне был ...

- Домашнее задание мне кажется ...

7. Вопросы, требующие многовариантные ответы:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

8. Метод «Благодарю».

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

9. «Лист самооценки».

10. «Лист самоконтроля».

Лист ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика ________________

Вид задания  

Отметка  

   

 

11. «Бортовой журнал».

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить  обучающийся, важные вопросы.

12. «Фразеологизм» или «пословица».

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:

- Шевелить мозгами

- Краем уха

- Хлопать ушами

13. «Букет настроения»

Предложить учащимся расставить цветы в вазу

красный – есть проблема, нужна помощь;

желтый – не все понятно;

зеленый – все хорошо.

14. «Дерево чувств».

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет, зелёного.

красный - восторженное; 

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное; 

зеленый – спокойное; 

синий - неудовлетворенное, грустное; 

фиолетовый - тревожное, напряженное; 

черный - упадок, уныние.

15. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался …";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т.п.

16. «Поезд».

На парте  перед  каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.  Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

17. «Волшебный мешочек».

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

18. «Поляна».

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

19. «Корзина идей».

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

20. «Дерево».

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

21. «Дневники».

Различные виды дневников:

- обычный,

- дневник - художественный альбом,

- двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии)

В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени.

22. Стихотворные формы (например, синквейн- пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Правила написания синквейна:

1 строчка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова - предложении е. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1- ой строчке, обычно существительное.

Например: 1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь - учитель.

2. Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта – добрый, знающий.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта – учит, воспитывает, помогает.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту – Старый друг лучше новых!

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта – мастер.

Готовый синквейн:

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых!

Мастер.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

 

Литература:

Панфилова А.П., Громова Л.А., Абчук В.А., Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. Проф. Соломина В.П., СПб, «Питер», 2004 г., с 204-206.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь