Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Психофизиологические особенности работы с детьми в Школе Искусств

Дата публикации: 2020-10-30 06:09:21
Статью разместил(а):
Близнюкова Светлана Сергеевна

Психофизиологические особенности работы с детьми в Школе Искусств

Автор: Близнюкова Светлана Сергеевна

 

Не секрет, что любая творческая деятельность развивает такие важные факторы как личностные качества, воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность и самостоятельность.

Музыкальная школа должна выявить и развить творческие задатки детей, привить им комплекс важнейших практических навыков: игра по слуху, игра в ансамбле, умение аккомпанировать, чтение с листа. Но развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью. Это средство и одновременно результат образования.

В. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая нетерпимость и непримиримость ко всему пошлому, уродливому».

Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, заинтересован в эффективности своей работы. Для достижения поставленных целей, необходимо опираться на исследования в области психофизических особенностей личности ребёнка. В данной работе я бы хотела рассмотреть наиболее применимые и значимые из них на практике.

В развитии личности как индивидуума необходимо обратить внимание на:

1. Ведущий канал восприятия информации.

2. Особенности межполушарных связей.

3. Гендерную принадлежность.

4. Способы активации различных видов памяти.

Рассмотрим более подробно каждый из этих пунктов.

Контингент детей, которые приходят к нам сейчас - это ребята, не грезящие о Бетховене или Чайковском, потому что вообще не знают о них и никогда не слышали. Они даже не знают, любят ли музыку. Пока они переступают порог школы по 2-м причинам: либо родители привели, либо из любопытства. Наша с вами задача - убедить их, что они уже что-то могут сами и создать атмосферу –это  интересно!

А чтобы ребёнку было интересно, необходимо учитывать его ведущий канал восприятия. Один из подразделов психотерапии – нейро-лингвистическое программирование утверждает, что хотя у всех людей есть пять органов чувств, у каждого из нас есть излюбленный канал восприятия.

Зрительный канал восприятия – это визуалы. Люди, для которых ключевым словом является слово красиво. Вы никогда не увидите грязного или неопрятно одетого визуала, потому что внешность для него – главное. Он и учителя любит за внешний вид. Педагог будет кумиром, если ребёнок видит его часто на сцене. Такие дети чутко реагируют на показ, хорошо запоминают картинки и не любят, когда к ним прикасаются или близко подходят. Если учитель читает, то читает вместе с ним. Зрительно ориентированные дети чаще всего предпочитают оставаться в классе тогда, когда большинство учеников из него выходит: спокойствие и тишина для них – идеальная атмосфера для того, чтобы отдохнуть, пребывая в визуальных образах, которые для них дороги. В работе с таким ребенком нужно учитывать, что если он не видит – значит, не слышит. Тон для визуала – плавная, мелодичная речь, включающая различные эпитеты.

Слуховой канал восприятия – это аудиалы. Это дети, которые говорят не переставая, но при этом лучше всех умеют слушать, так как главное для них информация. Воспринимает педагога на слух, легко замечает любые изменения в интонации голоса, от чрезмерно эмоционального тона или нотаций абстрагируется. Любит грамотную и лаконичную речь. Аудиалу чтобы услышать – нужно закрыть глаза. Он легко находит собеседника, им может стать любой. Используют перемену, чтобы всласть наговориться. Ключевые слова – громкий, отзвук, послышалось, ритмичный, звучит как …

Тактильное восприятие – это кинестеты. Они живут миром ощущений, для них осязание, обоняние, вкус – главные каналы восприятия. Обучается через практику, запоминает движения. Кинестету чтобы понять, о чем идет речь, нужно обязательно потрогать. Они любят долго рыться в портфеле, что-то доставать оттуда, снова складывать. На перемене осваивают школьное пространство. Именно кинестеты налаживают взаимоотношения в классе, вовлекая в свои задумки других детей, их можно сделать помощниками в проведении любых мероприятий. Любят учителя не за внешний вид, а за ласковое прикосновение. Оптимальный тон педагога – эмоциональная речь и больше жестикуляции. Ресурсные ключевые слова – удобно, комфортно, тепло, чувствую. Нужно отметить, что дети в большей степени все кинестетики, любят все потрогать, помять, пощупать, очень подвижны и открыты.

Дигитал или дискретный тип (травмированный кинестетик) – тип, редко встречающийся среди детей. Это ребенок в прошлом переживший травмирующие эмоции и принявший для себя решение зажаться. Все держат внутри себя, не могут быть открытыми, любят дистанцию, им вообще не характерна спонтанность. Очень часто дигиталы добиваются успеха, так как нацелены на смысл, на глубину, на достижения, легко получают знания. Но часто подвержены хронической внутренней депрессии. Имеют огромный потенциал, который нужно помочь раскрыть, чему будет способствовать опыт теплых искренних взаимоотношений с кем-то, где дигитал сможет быть самим собой. Самое важное в общении с дискретным типом – это уважение, ни в коем случае нельзя нарушать его личное пространство, так как не любят близости. Хорошо воспринимает речь, где все по существу, четко сформулировано. Интонации ни к чему – для них важен смысл. Ключевые слова – разумный, логичный, знаю, понимаю, часто используют язык цифр.

Следующий немаловажный пункт, на который хотелось бы обратить внимание, это – особенности межполушарных связей. Полушарность дается человеку с рождения. Правополушарные – это творческие люди, имеющие склонность к гуманитарным наукам; левополушарные – это логики, имеющие склонность к точным наукам. Взаимосвязь с органами происходит по принципу ассиметрии. Левополушарный ребенок: ведущие – правая рука, глаз и ухо. Правополушарный – все наоборот.

Смешанный тип, где ведущими являются правое ухо, левый глаз и допустим, правая рука встречается редко.

Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, объединяя оба способа мышления, но с опорой на ведущий.

На этапе формирования мотивации к обучению для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности, в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

В работе над произведением, правополушарникам необходимо дать возможность прослушать его целиком, не зацикливаясь на структуре и деталях, и вообще почаще исполнять для него. Такому ребенку все репертуарные пьесы для лучшего усвоения необходимо проигрывать в конце урока после детальной проработки.

Левополушарникам - наоборот, нужно дать возможность сыграть целиком в начале урока, а затем работать подробно и детально. Исполнять же для них лучше по частям и с комментариями.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — снижение интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителя воспринимается учеником как агрессия по отношению к нему — возникают раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Когда ребенка ругают или хвалят в коре головного мозга запускается сложный механизм эмоции, который протекает по разному, в зависимости от гендерных признаков:

У мальчиков эти процессы протекают наиболее чётко. Слово «молодец» для них более значимо. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «я тобой не доволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны и вновь «проиграть» в мозгу свои действия. Хотите добиться воспитательного эффекта, ограничьте длину нотации, но сделайте ее емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясняйте ситуацию коротко и конкретно.

У девочек совершенно иная организация. Для девочек положительная оценка является менее значимой, так как у них активизируются только центры, отвечающие за поиск смысла слова. Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например: «умница».

Для мальчиков очень важно, ЧТО оценивается в их деятельности, а для девочек — КТО их оценивает и КАК. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.

Кроме того, установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

Девочки обычно лучше выполняют задачи уже неновые, типовые, шаблонные, когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания невелики, потому что уже обкатаны.  

Еще одним немаловажным фактором в нашей работе и в обучении в целом является память. Мы все знаем тот факт, что для того чтобы произведение отложилось и в голове и в пальцах – нужно время. Двигательные навыки формируются и закрепляются через 21 день после выучивания на память. Поэтому ранние академические, прослушивания или концерты с едва выученным произведением могут привести к стрессам. В этих случаях нужно иметь в пальцах старый репертуар.

Существует несколько видов памяти, и для того чтобы задействовать их все нужно разучивать произведения разными способами.

Для развития слухового анализатора педагогу необходимо как можно чаще исполнять произведение для ученика, а в детальной работе пропевать, и лучше нотами.

Для задействования зрительного канала памяти во время разбора обращать внимание на структурные особенности нотного текста, более подробно разобрать мелодию, аккомпанемент. Так же существует прием разбора и выучивания текста по нотам без инструмента.

Для развития тактильных ощущений нужно подобрать как можно больше приемов и упражнений на данный вид техники, встречающийся в данном произведении, а так же важен каждодневный тренаж.

В завершении так же хотелось бы подчеркнуть, что важно в процессе обучения воспитывать у ученика дисциплину труда и организованности, необходимые волевые качества. Воля – способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, которая и становится стимулом действия, а поэтому цель должна быть осознанна и ясна.

При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую радость в результате преодоления каких-либо трудностей. Отдаленная цель – научить играть – не может быть стимулом для ребенка, ее необходимо приблизить, сделать понятной ребенку и заманчивой, а удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами необходимо проходить и легкие пьески, которыми ученик легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремленность, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности.

Зная все вышесказанное, мы понимаем, что не проблема донести до ребенка какую-то информацию – только в его модели мира. А для этого мы должны быть очень гибкими, нужно научиться слушать, просто стать очень внимательными друг к другу.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь