Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Принципы руководства подготовкой дипломной работы в медицинском колледже

Дата публикации: 2020-12-04 08:07:50
Статью разместил(а):
Ремизова Светлана Владимировна

Принципы руководства подготовкой дипломной работы в медицинском колледже

Авторы: С.В. Ремизова, И.В. Ремизов, М.В. Губерт

 

Защита выпускной квалификационной работы (ВКР, дипломная работа) в качестве итоговой государственной аттестации в настоящее время является императивом, определенным федеральными государственными образовательными стандартами. Написание диплома не является рутиной как для студентов, так и для многих преподавателей: студенты в течение всего периода обучения не пишут дипломных работ (написание курсовых, как правило, не является полноценным эквивалентом подготовки ВКР), у молодых преподавателей нет достаточного опыта. Для определенной части преподавателей с большим стажем будут не лишними систематизация и унифицирование принципов руководства дипломниками.   

Данная работа явилась результатом пятилетнего опыта подготовки и написания ВКР. В ней были учтены типичные ошибки и основные трудности, возникающие как на стадии подготовки, так и вовремя написания и защиты дипломной работы.

Структура выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа обычно состоит из следующих разделов: титульный лист; содержание; введение: актуальность, теоретическая и практическая значимость выбранной темы, цели и задачи, объект и предмет ВКР; основное содержание работы, состоящее из нескольких глав (минимум – двух), которое включает теоретическую часть (обзор литературы по изучаемому вопросу) и практическую часть (собственные наблюдения и разработки); выводы; заключение; список сокращений; список использованных источников; приложения (необязательный).

Сокращения могут быть использованы, но это не приветствуется. Если сокращение в тесте встречается первый раз, то слово или словосочетание сначала пишется вначале полностью, а в скобках указывается: далее – «используемое сокращение» [например: «выпускная квалификационная работа (далее – ВКР)»]. Если сокращений много, что не желательно, то после заключения в отдельном разделе печатается список сокращений.

Выбор темы исследования. Тема может быть предложена как руководителем ВКР, так и студентом-дипломником. Обычно опытные руководители имеют базу ранее придуманных тем, из которой они могут быть выбраны (так как дипломников много, а новизна выпускной квалификационной работы не является моментом столь принципиальным, как при написании диссертации). При выборе темы необходимо исходить из следующих соображений.

1. Тема должна соответствовать содержанию изученного профессионального модуля (модулей)  и иметь практическое значение.

2. При формулировании темы нужно четко представлять, что и как будет исследоваться, т.е., представлять план работы, методы исследования, исследуемые материалы, прогнозировать результаты исследования (это сейчас принято называть дизайном исследования). Ошибочно будет предложить красиво сформулированную тему, для разработки которой не найдется материала, либо будет непонятно, с помощью каких методов этот материал можно будет добывать.

Таким образом, наиболее простыми и очевидными будут темы, посвященные изучению каких-либо аспектов диагностики, лечения, ухода, профилактики и реабилитации при различных заболеваниях и травмах. При этом не исключены и приветствуются какие-либо нестандартные темы.

Еще раз: при формулировании темы очень важно представлять, что и как будет исследоваться. На этом этапе очень полезным будет обговорить и составить план работы.

Написание «Введения».

Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы дипломной работы – ее актуальность, формулировку цели, задач, предмета, объекта исследования, элементы литературного обзора: история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике. Объем введения должен быть не слишком лаконичным (несколько строк), но и не чрезмерно пространным, лучше – не более 3 страниц.

Актуальность исследования.

В основу описания актуальности целесообразно положить сформулированную практическую или (реже) теоретическую проблему, причем распространенность этой проблемы должна быть достаточно нередкой. Например, исследование какого-то заболевания (а именно – его диагностики, лечения, профилактики): болезнь должна быть, во-первых, достаточно часто встречающейся, причем именно в данном регионе (странно будет, к примеру, выглядеть исследование, касающееся отморожений, на юге); во-вторых, с этой болезнью должны быть связаны какие-либо проблемы медицинского характера, в части его профилактики, диагностики, лечения, ухода, реабилитации. Нередкими являются ошибки при ссылках на статистические данные. Заболеваемость (количество заболевших) приводится обычно на 100000 населения (это так называемый интенсивный показатель – показатель частоты явления). Если приводится доля заболевания в общем количестве болезней – то данная величина измеряется в процентах (это так называемый экстенсивный показатель – показатель структуры). Не забываем упоминать источник приводимых данных (ссылки)!

Цель исследовании.

Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования. Цель формируется достаточно широко и, как правило, бывает в работе единственной. Например, целью может быть улучшение результатов сестринского ухода или лечения (диагностики, профилактики) при конкретном заболевании; целью может быть выбор оптимальных методов диагностики/лечения/профилактики и т.п. Например: «Цель: улучшение ранней диагностики рака молочной железы».

Задачи исследования.

При формулировании задач необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- цель должна быть достигнута в результате проведенного исследования;

- задачи должны раскрывать, уточнять и конкретизировать цель исследования (быть конкретными в отличие от широко сформулированной цели). При этом представляется нецелесообразным формулировать в качестве задачи изучение теоретических источников по исследуемой проблеме, как это рекомендуют некоторые авторы, так как необходимость этого совершенно очевидна и диктуется выбранной темой исследования;

- задачи должны соответствовать содержанию работы; например, если стоит задача выявить типичные проблемы пациентов при каком-то заболевании, то и в работе должны быть описаны все проблемы наблюдавшихся пациентов, и должно быть показано, что у большинства больных имеются одинаковые, то есть, типичные проблемы. Если изучается сестринский уход при медицинской реабилитации после каких-либо заболеваний или травм, то и пациенты должны наблюдаться именно в процессе реабилитации, а не в острый период болезни и т.п.;

- задачи и выводы должны соответствовать друг другу как по количеству, так и по формулировкам;

- если в конце работы выяснится, что материала, полученного в ходе исследования, недостаточно для решения поставленных задач, лучше внести изменения в их формулировки.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования – это процесс, явление, материальная вещь, порождающие проблемную ситуацию (в данном случае – проблему, нуждающуюся в изучении) и при этом охватывающий заметную часть окружающего мира. Предметом исследования также является то, что нужно изучить, но предмет является конкретной частью объекта (например, объект – тигр, предмет – хвост тигра). Объект исследования формулируется достаточно лаконично. Предмет – более развернуто и конкретно. Например, в ВКР на тему «Особенности сестринского ухода у пациентов с острым холециститом» объект исследования – сестринский уход, предмет исследования – сестринский уход при остром холецистите. Нетрудно заметить, что формулировка предмета исследования соответствует названию темы.  

Зачем нужно формулировать в работе объект и предмет исследования – неизвестно, но так везде делают.

Хотя введение является первым элементом дипломной работы, начинать написание работы с него не стоит. В процессе написания диплома многое может поменяться, даже формулировка темы может быть подкорректирована. Это значит, что введение тоже придётся переписывать, так как оно должно соответствовать основной части (про возможные изменения в формулировке задач уже упоминалось ранее).

Основная часть выпускной квалификационной работы.

Основная часть ВКР содержит, как правило, две главы.

Первая глава посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета ВКР. В ней содержится обзор используемых источников информации по теме ВКР.

Вторая глава посвящается анализу материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этой главе содержатся:

1. Материалы и методы исследования.

2. Полученные при исследовании данные (результаты исследования).

3. Анализ полученных данных (обсуждение результатов).

Обзор литературы (первая глава). Обзор литературы должен быть изложен достаточно полно, но компактно. Очень соблазнительной является идея просто скопировать реферат на ту же или на похожую тему из интернета, но при этом, как правило, сразу выявляются дефекты этой затеи (лишняя, не относящаяся к теме информация; объем информации, не рассчитанный на дипломную работу студента колледжа; отсутствие затекстовых ссылок и т.п.).

При написании обзора литературы по выбранной теме нужно учитывать следующее. Каждый тезис должен сопровождаться затекстовой ссылкой. Например: «Наиболее частым этиологическим фактором гнойных заболеваний являются стафилококки и стрептококки [ссылка]. В развитии абсцессов принято выделять две стадии: серозно-инфильтративную (стадию инфильтрата и гнойно-некротическую (стадию абсцедирования) [ссылка]. Наиболее частыми симптомами гнойных заболеваний являются следующие:… [ссылка].». Если в обзоре литературы приводятся рисунки, то обязательно должен быть указан источник, откуда они взяты (если эти рисунки не выполнены автором дипломной работы). Не нужно приводить сведений, не относящихся к специальности дипломника. Фельдшер и медсестра не делают хирургических операций, поэтому приводить детальные сведения о технике их выполнения является излишним (это, как правило, подтверждает подозрения, что студент скопировал чей-то реферат и не удосужился его прочитать и проанализировать).

Как уже указывалось выше, желательно, чтобы обзор литературы был достаточно лаконичным и не содержал излишних сведений, например, приводимые классификации, подробные сведения о тонкостях патогенеза заболеваний и прочее должны быть простыми и понятными самому дипломнику.

Объем первой главы должен быть если не равен, то сопоставим с объемом второй главы (практической части – самостоятельно полученному материалу), которая является наиболее важной частью работы.

Практическая часть (вторая глава).

Материалы и методы. Вторую главу целесообразно начинать с описания материалов и методов исследования. В некоторых рекомендациях перечисление методов исследования предлагается размещать в разделе Введение. Мы не считаем это целесообразным (не зря, наверное, в стандартной структуре научной статьи описание материалов и методов предваряет изложение полученных в результате исследования данных): материалы и методы, просто перечисленные во Введении, выглядят абстрактно и оторвано от содержания работы;  кроме того, описание материалов и методов в начале практической части работы органично перетекает в изложение собственных результатов (причем, некоторые методы могут быть разработаны самостоятельно). В качестве материалов обычно излагаются сведения об исследуемой группе пациентов. Обычно приводятся следующие данные:

-     количество больных;

-     диагнозы, с которыми пациенты лечились;

-     распределение по полу и возрасту;

-     период, в течение которого они лечились и/или наблюдались;

-     учреждение здравоохранения, в котором лечились пациенты;

-     вид лечения, который они получали (консервативное, хирургическое); при необходимости, если этого требует тема работы – подробности лечения (вид операции, применяемые препараты и т.п.);

-     распределение по полу и возрасту;

-     при необходимости, если этого требует тема работы – исходы лечения (выздоровление, смерть и т.п.).

Приводимые количественные сведения выражаются как в абсолютных цифрах, а там, где это целесообразно, в относительных – в % (это не нужно доводить до абсурда и подсчитывать процент мужчин и женщин в маленьких группах из 4-5 человек).

В сведениях о пациентах не приводят их персональные данные; обычно их обозначают буквой алфавита, если описывается какой-то клинический случай, например «Пациент Н., 52 года».

Описываемые методы исследования должны соответствовать действительно использованным в работе, а их сущность – понятной автору. Очень странно выглядит упоминание о применении фотографирования при отсутствии в работе фотографий, а использование экспериментального метода – при отсутствии описания эксперимента. Наиболее реально использовать следующие методы.

Эмпирические методы – это группа методов, включающая в себя опосредованный или непосредственный сбор данных, получаемых в ходе изучения какого-либо объекта или явления. К эмпирическим методам, доступным студентам, относят: наблюдение, анкетирование, тестирование, фотографирование, измерение и счет. Для обработки полученных результатов используются методы анлиза, сравнения, обобщения. По способу планирования и организации методы исследования подразделяются на методы ретроспективного анализа и методы проспективного анализа. При использовании методов ретроспективного анализа исследуется данные прошедших событий, например, анализируются истории болезни уже выписанных пациентов. При использовании методов проспективного анализа данные получаются непосредственно в процессе наблюдения за предметами явлениями (например, за больными во время их нахождения на лечении).

У будущей медицинской сестры (да и у фельдшера) имеется не очень много средств для объективной оценки состояния пациента. Например, если для выраженности проблемы «лихорадка» существует совершенно понятный и четкий критерий – температура тела, то количественное измерение других проблем – таких, например, как «боль», «дефицит самоухода», «ограничение движений» носит субъективный характер. Для определения выраженности подобных проблем можно порекомендовать в некоторых случаях самостоятельно разработать шкалу оценки в баллах с конкретным определением «цены» балла (подобную, например шкале комы Глазго – открывание глаз произвольное — 4 балла, как реакция на вербальный стимул — 3 балла, как реакция на болевое раздражение — 2 балла, отсутствует — 1 балл и т.д.). Можно использовать вариант измерения с самостоятельной балльной оценкой пациентом своей проблемы («Оцените свой аппетит по шкале от 1 до 5»). Для констатации достижения цели по решению проблемы применяется избранный способ измерения в динамике.

Для оценки более громоздкой проблемы, такой, например, как дефицит знаний (о самоуходе, о своем заболевании и т.п.) можно применить самостоятельно разработанные анкеты и тесты. При их разработке нужно избегать чрезмерно большого объема анкеты (теста): пациента нельзя утомлять, вопросы и ответы на них должны быть простыми и понятными. Желательно по возможности избегать специальных терминов и чисел в вопросах и ответах, что может вызвать затруднения в их правильном восприятии.

Результаты и обсуждение. Основная часть содержания второй главы определяется тем, что сейчас принято называть «Дизайн исследовании». Упрощенно говоря, дизайн исследования – это то, какие данные и каким образом мы собираемся получить, а также как эти сведения планируется обрабатывать и анализировать (несложно заметить, что составной частью дизайна исследования являются материалы и методы исследования). 

В связи с тем, что тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, дипломная работа обычно посвящается вопросам сестринского ухода (для медсестер) и проблемам диагностики, лечения и профилактики (для фельдшеров); кроме этого, тема может быть направлена на определенные аспекты организационной деятельность средних медицинских работников. Структура практической части для медсестер при этом может выглядеть приблизительно следующим образом.

При изучении особенностей сестринского ухода при каком-либо заболевании, например, у пациентов исследуемой группы, выявляются проблемы, характерные для большинства из них (типичные проблемы). Для достижения целей в решении этих проблем необходимо планировать и реализовывать сестринские вмешательства. Эффективность этих вмешательств будет зависеть от многих факторов – формы и тяжести заболевания, характера лечебного воздействия (в частности, вида лекарственных препаратов), индивидуальных особенностей пациента и т.п. Перед дипломником при этом будет стоять задача не только осуществления сестринского ухода, но и анализа его эффективности (достижения целей ухода).

Проводить анализ можно по факту решения как одной, так и нескольких проблем. При этом наряду с оценкой эффективности зависимых сестринских вмешательств, вид которых, в первую очередь, связан с выбором врачом тех или иных средств, можно изучать и действенность независимых вмешательств, которые определяются непосредственно самой медсестрой. Это относится, например, к сестринскому обучению, к решению психологических проблем и т.п.. Для этого дипломник может применять в процессе общения с больными и сбора материала самостоятельно разработанные анкеты, тесты, тексты бесед. Если используются методы или модификация методов, разработанные студентом самостоятельно, это нужно обязательно указать.

Приведение алгоритмов рутинных манипуляций в работе, особенно в ее практической части, совершенно неуместно, за исключением случаев, когда задачей работы является сравнение и/или поиски оптимальных вариантов техники манипуляций.

Полученные результаты, как правило, представляются в таблицах и иллюстрируются диаграммами. О правильном оформлении таблиц и диаграмм рассказано далее.

Структура практической части дипломной работы у фельдшеров сходна с таковой у медицинских сестер. Стоит упомянуть, что основное отличие заключается в терминологии, описывающей сестринский уход и лечебно-диагностическую и профилактическую деятельность фельдшера.

При представлении полученных данных в сестринских работах могут быть использованы карты сестринского ухода, в которых описывается динамика проблем и их решений. При этом нельзя забывать, что они оформляются в соответствии с этапами сестринского ухода по модели В. Хендерсон. Фельдшера для описания наблюдения за пациентами могут использовать дневниковые записи в амбулаторной карте.

Представление полученных данных должно быть обезличено («Получены данные», «Выявлено следующее», «Обнаружена закономерность» и т.п.). Неуместно при приведении результатов писать «Я получила», «Мною обнаружены» и т.д.

Достаточно типичным приемом при проведении исследования является метод сравнения. Это, как правило, применяется для определения эффективности того или иного метода лечения, но может использоваться и в других случаях. Сравнение можно проводить как у одних и тех же пациентов (например, эффект от лечения разными препаратами, состояние пациента в разные дни), так и сравнивать разных пациентов или групп пациентов (с точки зрения медицинской статистики результаты такого исследования более достоверны). Например, может сопоставляться динамика тех или иных показателей состояния пациента по дням (например, АД, температуры, боли и т.п.). При применении разных препаратов, сходных по действию, их эффект может сравниваться как у одного и того же пациента (например, при применении сначала одного, потом другого гипотензивного препарата), так и у разных больных (лучше – групп больных).

Приведенные количественные данные, представленные в таблицах и диаграммах, требуют комментарии (обсуждение полученных результатов). Обычно это формулируется следующим образом: «Как видно из таблицы 2.1 в течение первых суток пациента беспокоили достаточно выраженные боли, которые заметно снижались к третьим суткам, а на пятые сутки полностью проходили». Примерно таким же образом комментируются и диаграммы.

При оформлении таблиц необходимо обратить внимание на следующее. Таблица должна иметь номер. Не забываем, что название показателей указываются в графах (столбцах) и строках, а также про единицы измерения (например, над строками: «Интенсивность боли (баллы)», над столбцами: «Дни после операции»).

Диаграммы лучше использовать простые и понятные. Если иллюстрируется динамика явления – применять линейную (график) или столбиковую (гистограмма) диаграмму, если динамика и сравнение – то же самое (в этом случае на диаграмме будут две и более кривых или два и более ряда столбцов). Для демонстрации долей подходит секторная диаграмма (не забываем, что при приведении данных в процентах их общее количество 100!). При оформлении диаграммы нельзя забывать следующие правила. Названия осей должны быть обязательно подписаны. Единицы измерения, в которых приводятся данные, должны быть указаны в скобках после наименования показателей. Если приводятся данные изменения показателя в течение времени (динамика изменений), то его величина откладывается по вертикальной оси, а время – по горизонтальной [например: вертикальная ось – Интенсивность боли (баллы), горизонтальная ось – время наблюдения (дни), можно просто – Дни]. Если на одной диаграмме приводятся показатели двух и более объектов наблюдения разными значками, столбцами или цветами, то справа от диаграммы добавляется «легенда» – расшифровка значков, столбцов, цветов.

Еще раз подчеркиваем, что после таблицы и диаграммы необходимо разместить комментарии, анализирующие приведенные в таблице или на диаграмме сведения.

Рисунки нумеруются так же, как и таблицы (номер главы, номер рисунка); после слов «Рисунок» и его номера через тире идет название рисунка; точка в конце не ставится, название рисунка располагается под ним по центру. Если рисунок откуда-то позаимствован, то после него в квадратных скобках размещается ссылка на источник. Все это относится и к диаграммам, которые тоже являются рисунками.

На все таблицы, диаграммы и иные рисунки в тексте обязательно должны быть ссылки!

Выводы. Выводы должны соответствовать поставленным задачам как по содержанию, так и по количеству. Выводы должны давать конкретные ответы на поставленные в задачах вопросы. Например, при поставленной задаче «Выявить типичные проблемы пациентов с переломом предплечья» правильно сформулированный вывод должен выглядеть, как «Выявлены типичными проблемы пациентов с переломом предплечья: боль, дефицит самоухода, ограничение движений» (а не просто – «Выявлены типичные проблемы пациентов с переломом предплечья»).

Заключение. Заключение подводит итоги работы, раскрывает значимость полученных результатов. Можно сказать, что заключение, по существу, является кратким изложением всей работы. Таким образом, структуру заключения можно представить следующим образом:

-          актуальность темы;

-          краткие теоретические сведения по теме работы (экстракт из литературного обзора, но можно уже без ссылок);

-          краткая характеристика исследуемой группы;

-          кратко – полученные результаты и их анализ;

-          практические рекомендации (при наличии).

Выводы повторно приводить не нужно. Заключение должно составлять не более 5 страниц текста.

Оформление списка использованных источников. Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР. Использованная литература должна быть:

-    современной (желательно последних 5-10 лет);

-    соответствовать теме дипломной  работы;

-    каждый источник обязательно должен упоминаться в сносках в тексте дипломной работы;

-    в дипломной работе должны по минимуму использоваться учебники и учебные пособия, основной акцент делается на научные статьи в журналах и специальных изданиях, монографии и т. п.;

-    законы и подзаконные акты должны использоваться и, соответственно, оформляться в последней редакции;

-    список источников не должен в основном состоять из электронных ресурсов;

-    список располагается в алфавитном порядке.

Оформление приложений. Приложения оформляются на отдельных листах и могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: рисунков, схем, фотографий, чертежей, копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п. Лучше не помещать в приложение материалы, которые логичнее привести в тесте практической части работы, особенно самостоятельно разработанные (такие как анкеты, тесты, тексты бесед, шкалы), так как это затрудняет восприятие содержания работы в целом, нарушает его структурную целостность и снижает общее впечатление о значении самостоятельно разработанного. На все приложения обязательно должны быть ссылки в тексте!

Осуществление непосредственного руководства  подготовкой дипломной работы. Очень важно, чтобы руководитель, а вслед за ним и студент, четко представлял себе, как должна выглядеть работа и какие результаты ожидается получить (проявлять инициативу и предлагать свои идеи дипломнику не возбраняется, а, наоборот, приветствуется). Предполагается, что все этапы выполнения работы должны просматриваться и рецензироваться руководителем (не в смысле написания рецензии, а в смысле выявления недочетов). Замечания руководителя должны устраняться с первого раза. Для того, чтобы облегчить задачу себе и дипломнику, замечания удобнее всего излагать в письменном виде, чтобы было их проще устранять недостатки и осуществлять контроль вносимых изменений).

Форматировать текст дипломнику лучше сразу, не оставляя все на «потом». И вообще выполнять все этапы ВКР и устранять замечания нужно вовремя. Спешка, необязательность и неисполнительность порождает излишнюю нервозность (в первую очередь, со стороны руководителя) и ведет к снижению качества работы.

Для проверки содержания и формы соответствия дипломной работы установленным требованиям был сконструирован чек-лист, который целесообразно использовать как в процессе написания работы, так и после ее завершения (это особенно касается дипломников и руководителей, не имеющим достаточного опыта в подобной работе)

Доклад и презентация. В основу построения доклада проще всего положить Заключение дипломной работы. При этом нужно учитывать, что временной регламент доклада – 10-15 минут. Ошибкой является чрезмерно подробное изложение теоретической части работы (члены государственной экзаменационной комиссии разбираются в основах, а главная часть ВКР – практическая). Слайды должны содержать минимум текста, основной упор желательно сделать на рисунки и диаграммы. Выводы лучше не зачитывать, только упомянуть в конце доклада, что выводы представлены на слайде (такой слайд должен быть обязательно).

Очень жалко выглядит дипломник, который плохо знаком с текстом доклада и с трудом читает его по бумажке. Доклад нужно отрепетировать, лучше – выучить наизусть, от этого доклад очень выигрывает. Дипломник должен хорошо ориентироваться в теории изучаемой проблемы, уметь ответить на вопросы по этой части работы и, безусловно, по выполнению практической части. Очень хорошее впечатление на комиссию производит студент, который может рассказать о том, с какими трудностями и проблемами он столкнулся при выполнении практического исследования, так как это наглядно показывает, что материал для работы он добывал сам.

Кроме этого, в процессе подготовки к защите очень полезно продумать, какие вопросы могут быть заданы при защите членами комиссии и какие ответы могут быть даны на них.

В заключение можно резюмировать, что использование вышеизложенных принципов при их вдумчивом исполнении может облегчить работу как руководителю, так и дипломнику и сократить трудозатраты при подготовке выпускной квалификационной работы.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь