Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

О технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе

Дата публикации: 2020-12-27 12:20:22
Статью разместил(а):
Чешева Ольга Юрьевна

О технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе

Автор: Чешева Ольга Юрьевна

МБОУ «Лицей № 136», г. Новосибирск

 

В 2016 году Российская Федерация заняла первое место в рейтинге стран-участниц международного исследования PIRLS, в очередной раз подтвердив свой статус лидера в области чтения и понимания текстов выпускниками начальных школ. Почему умение читать и понимать текст так исключительно важно для нас? Любой учитель скажет, что проблема обучения чтению остается актуальной на этапе реализации ФГОС НОО, в котором подчеркивается важность обучения осознанному чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, которые связаны с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения, с определением основной и второстепенной информации текста, с формулированием его проблемы и главной идеи.

Становится очевидным, что обучение осмысленному чтению текстов – не самоцель, а средство развития личностных качеств человека, в данном случае, младшего школьника.

Способность свободно мыслить, выдвигать идеи – вот то, что отличает высокообразованного и развитого человека. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания и достичь конкретных образовательных результатов.

Что даёт Технология развития критического мышления ученику?

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт Технология развития критического мышления учителю?

- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

В основе технологии критического мышления лежит трёхфазовая структура учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия. Не составит труда в открытых источниках ознакомиться с ними, а также с множеством разнообразных приемов, которые будут эффективны на каждом из этапов. Трудность для учителя начальных классов заключается в том, что некоторые приемы достаточно сложно использовать в начальной школе в силу возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Так, приемы «РАФТ», «Двухчастный дневник», на мой взгляд, достаточно громоздки или сложны для восприятия детьми 1-4 классов. Некоторых педагогов это пугает, но давайте вспомним добрые традиции советской педагогики, где каждый этап комбинированного урока был научно обоснован и соответствовал теории деятельности А.Н. Леонтьева: актуализация знаний (стадия вызова), знакомство с новым материалом и закрепление (осмысление), итог урока (рефлексия). Логика не изменилась, изменились лишь отдельные формулировки. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Для реализации фазы вызова будут эффективными следующие приёмы:

- составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Для реализации фазы осмысления будет эффективным использование  метода активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

На этапе рефлексии эффективными будут следующие приёмы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (синквейн, эссе).

Применение ТРКМЧП не только эффективно, но и удобно для учителя. Логика урока не изменяется, но привносится свобода творческого взаимодействия в среде учащихся, речь и действия учащихся раскрепощаются, поскольку им необходимо доказать, отстоять свою точку зрения, опираясь на текст. Учителю важно лишь быть чутким, грамотно выбрать наилучший прием на том или ином изучаемом материале. Это занимает довольно много времени на этапе подготовки к уроку, зато урок становится праздником для всех.

Для учителя начальных классов важно наработать арсенал предлагаемых технологией приемов, получить опыт. Считаю, что удобнее всего начинать работать в технологии критического мышления на материале предмета «Окружающий мир». Богатство и разнообразие текстов по любой теме предмета позволяет широко применять приёмы ТРКМЧП. В самом начале своей работы в технологии развития критического мышления я активно использовала ресурсы сайта «Развивающий конструктор «Думаем вместе», который разработан в рамках реализации Российско-финского проекта «ИКТ – среда обучения. Создаём и используем вместе». И когда получаешь опыт работы в рамках данной технологии, то границы расширяются, начинаешь использовать технологию на любом учебном материале.

Рассмотрим этапы работы в технологии критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: «Л.Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

1 этап – Стадия вызова.

Приём «Верные и неверные утверждения». Дети записывают в тетрадь  «да» или «нет».

  1. «Лев и собачка» Л. Толстого – это быль. (да)
  2. Л.Н. Толстой был современником А.С. Пушкина. (нет)
  3. В детстве Л. Толстой верил, что есть зелёная палочка, на которой написано, как сделать всех людей счастливыми. (да)
  4. «Прыжок» и «Акула» Л. Толстого – это сказки. (нет)
  5. «Прыжок» о героическом поступке мальчика? (нет)
  6. Л.Н. Толстой – великий русский писатель. (да)
  7. Л. Толстой построил школу для крестьянских детей и сам в ней преподавал. (да)

Проверка ответов.

Целеполагание. Для крестьянских детей Лев Толстой сам написал Азбуку, различные тексты, по которым дети учились читать и познавали, как устроен мир вокруг. Давайте и мы познакомимся с этими текстами. Сформулируйте цель и задачи урока.      

2 этап – Стадия осмысления.

Приём «Чтение с остановками» 

Части текста

Вопросы и задания по прочитанному

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы.

Что такое «алмазы»? (работа со словарём)

Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим.

О каких алмазах идёт речь? (о каплях росы)

Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Как капли росы могут собраться в треугольных листьях? Покажите ладошкой.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

Что такое бархат? Какой художественный приём использовал здесь автор? (сравнение) А такие определения как «мохнат» и «пушист» называются эпитеты.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Видели ли вы, как вода катается по листу, но не мочит его?

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой..СТОП

… что произойдёт? (предположите)

то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля.

Каким голосом лучше прочитать это предложение? (таинственным, с замиранием, восхищением) Прочитайте так. (вслух, 1-2 чел.)

Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

А приходилось ли вам пить росу? Были ли ваши чувства в тот момент похожи на чувства автора?

 

С каким чувством автор описывает росу? (восхищение, радость, восторг)

Почему в заголовке не стоит вопросительный знак? (это описание)

 

Приём «Таблица сравнения». Прочтите самостоятельно текст «Куда девается вода из моря?» Заполните таблицу, работая в группах.

Критерии сравнения

«Какая бывает роса на траве?»

«Куда девается вода из моря?»

Тема

роса

Круговорот воды

Идея

Роса прекрасна

-

Чувства автора, эмоции

Есть

Нет

Сравнения, метафоры, эпитеты

Есть

Нет

Стиль

художественный

научный

 

Проверка работы с таблицей. Происходит обсуждение, анализ выполненной работы.

Выводы: 1. Научный стиль используется в энциклопедиях, учебниках, научных статьях. Цель – дать информацию. 2. Художественный стиль. Его цель – создание художественного образа, вызывающего в душе читателя эмоциональный отклик. В этом стиле создаются литературные произведения.

3 этап - Стадия рефлексии.

Приём «Написание творческой работы»

Выберите тему и стиль текста. Запишите текст в тетрадь. 4-5 человек зачитывают получившийся текст.

Домашнее задание: Отредактировать текст и оформить работу.

На примере данного урока я хотела показать, как легко и логично можно выстраивать занятие и эффективно достигать поставленной цели. Конечно, в начальной школе мы ограничены в использовании различных видов приёмов, но это не должно нас останавливать на пути внедрения технологии критического мышления через чтение и письмо. Положительные результаты не заставляют себя ждать. У учащихся повышается учебная мотивация, возрастает познавательный интерес, активнее формируется речь и навыки коммуникации. Повышается темп и плотность урока – детям нужно успеть высказаться, доказать, прочитать и осмыслить текст, выслушать и понять мнения других, найти ответы на проблемные вопросы урока, ясно сформулировать и грамотно записать собственный текст.

 

Литература:

1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2011.

2. Васюта И.В. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература, 2005. №3.

3. Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом у детей (в соответствии с ФГОС): метод. пособие для специалистов образовательных организаций и родителей. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2018. – 172 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь