Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование элементов критического мышления на уроках технологии на стадии вызова

Дата публикации: 2021-07-07 15:27:42
Статью разместил(а):
Юрина Татьяна Петровна

Использование элементов критического мышления на уроках технологии на стадии вызова

Автор: Юрина Татьяна Петровна

МОУ "СШ № 3", Волгоград

 

Одно из основных требований ФГОС состоит в том, что учитель должен построить свою работу так, чтобы главное место на уроке отводилось самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Не учить, а научить учиться.

Какая же педагогическая технология исключает пассивность ученика на уроке? В большей степени, очевидно, технология критического мышления. Учащиеся оказываются максимально вовлеченными в процесс обучения. А роль учителя сводиться к роли координатора, который помогает, подсказывает направление, но никак не преподносит готовое знание.

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:

1. Стадия вызова.

2. Стадия осмысления.

3. Стадия размышления или рефлексия.

Остановимся на стадии вызова,  которая определяет организационно-мотивационный этап урока технологии.

Цель этапа: Создание условий положительного психологического настроя на деятельность для повторения учениками опорных знаний, обеспечение мотивации и организации класса на совместную деятельность.

Стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

· сформировать положительную мотивацию;

· вызвать интерес учащихся к новой теме;

· сформировать главные цели урока;

· наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;

· активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Результат: Психологическая готовность учащихся к работе, актуализированные знания об  опорных понятиях, понимание учениками своего «незнания», личностное принятие целей урока.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Рассмотрим несколько конкретных приёмов, применяемых на организационно-мотивационном этапе урока.

Прием "Удивляй!".

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Пример 1. Тема: Овощи.

В девяти печёных картофелинах содержится более чем достаточно калорий и основных аминокислот на сутки для человека весом около 65 кг. 

Пример 2. Тема: Витамины.

Употребление в пищу печени полярного медведя могло бы вас убить из-за невероятно высокого содержания в ней витамина А. Эскимосы обычно закапывают печень после разделки туши, чтобы её не съели собаки. 

Пример 3.  Тема: Минеральные вещества.

1) НАСА заставляло своих астронавтов есть глину, чтобы укрепить кости в состоянии невесомости. Благодаря сочетанию минералов в глине, содержащийся в ней кальций усваивается лучше, чем чистый кальций.

2) Чтобы получить передозировку калия, надо съесть 400 бананов за 30 секунд.

Пример 4. Тема: Ассортимент поясной одежды.

Лосины появились как вид мужских парадных кожаных брюк и первоначально делались из кожи лося, откуда и название. Также — из оленьей кожи, позже из замши. Были очень узки и поэтому надевались в смоченном виде, высыхая прямо на теле. Это было очень неудобно и подчас вызывало потёртости кожи. 

Прием " Практичность теории".

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам. 

При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Пример 1. Тема: "Свойства тканей из искусственных волокон".

Ассортимент тканей из искусственных волокон достаточно широк. Из каких тканей следует сформировать гардероб девушки в ЮФО на лето, на зиму?

Пример 2. Тема: "Моделирование юбки".

Как используя основное лекало юбки и подручные материалы сшить костюм для испанского танца?

Пример 3. Тема "Машиноведение".

Рабочие детали и схема заправки верхней нити прошлого века практически не отличаются от современных швейных машин. Сможем ли мы правильно заправить любую бытовую швейную машину?

Пример 4. Тема "Физиология питания".

Одна часть человечества говорит: «Мы едим для того, чтобы жить». Другая: «Мы живём для того, чтобы есть». Кто, по-вашему, прав?

Приём: “Фантастическая добавка”.

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение с необычными функциями; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Прием "Ассоциативный ряд".

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Например, при изучении темы «Комнатные растения в интерьере» могут быть записаны следующие слова: растения (цветы), ботаника (наука о растениях), проектирование, конструирование, оформление, интерьер и т.д. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Приём "Бинарный вопрос".

Способ  актуализации опорных знаний из личного опыта по новой теме. Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12. Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-". На стадии рефлексии учитель снова возвращается к составленным таблицам. Вновь зачитываются все вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их ответов оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Приём "Мозговой штурм" — один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные идеи по версии учащихся.

Приём "Корзина идей" — в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются к корзине и систематизируют накопленные ЗУН.

Из всего вышесказанного следует, что в процессе реализации фазы вызова:

· Учащиеся могут высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

· Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет "правильных" и "неправильных" высказываний.

· Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свои мнения преподавателю или сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.

Таким образом, стадия вызова в рамках уроков выполняет сразу несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь