Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект занятия для школьников 7-14 лет с ОВЗ "Говорим правильно"

Дата публикации: 2021-12-03 15:36:11
Статью разместил(а):
Емельянова Юлия Викторовна

Конспект занятия для школьников 7-14 лет с ОВЗ "Говорим правильно"

Автор: Емельянова Юлия Викторовна

ГКУСО МО «БРЦ «Росинка», г. Балашиха

 

Цель: Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

Задачи:

1. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

2. Учить детей выражать свои мысли связно.

3. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

4. Формировать навыки речевого этикета, интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать любовь к родному языку, внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

Структура занятия: 

- Вводная часть: приветствие, психологический настрой на занятие с помощью вступительного слова и игры, способствующих повышению эмоционального фона и раскрытию коммуникативных навыков;

- Основная часть: игры и упражнения, направленные на выполнение цели и задач занятия.

- Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия и прощание.

 

Ход занятия

I. Вводная часть. 

1. Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова-паразиты, т.е. слова, которые вовсе не уместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т.д.

Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям «хочется одеваться в красивую одежду».

Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.

А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.

2. Игра-разминка «Слова-ощущения».

Давайте поиграем. Придумайте слова:

- «сладкие»,

- «соленые»,

- «кислые»,

- «веселые»,

- «мягкие».

Ребята предлагают свои варианты.

II. Основная часть.

1. Развиваем культуру речи.

Иногда в речи как детей, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чем, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов)

Конечно, прежде всего, пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека.

Чтобы научиться не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Не даром гласит пословица: «Слово— серебро, а молчание — золото».

Кстати, о пословицах. Именно в них хранится тайна каждого народа, который их слагает. Вот послушайте некоторые русские народные пословицы и объясните, как вы их поняли:

• Мал язык, да всем телом владеет.

• Язык — телу якорь.

• Слово лечит и калечит.

• Поменьше говори — побольше услышишь.

• Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.

• Слово не стрела, а сердце сквозит.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• От приветливых слов язык не отсохнет.

Далее идут ответы ребят. Школьники должны объяснить, как они понимают каждую из них. После их ответы обсуждаются, сообщаются верные значения, если ребенок дал некорректный ответ. Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов. 

​Теперь объявляется конкурс. Побеждает тот, кто вспомнит и составит больше пословиц на тему «Речь. Слово».

Пословицы:

Сначала подумай - потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом.

Меньше говори - больше дела твори.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

До слова крепись, давши слово - держись.

И дорого за словечко бы дал, да не выкупишь.

Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Коротко да ясно.

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.

Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

2. Развиваем органы дыхания.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В легких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в легких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух – одна из сложнейших задач.

· Упражнение «Егорки». Произнесите скороговорку считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке сидели 33 Егорки: * раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и так далее».

· Упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя – не стану есть!

· Игры-соревнования:

1. «Кто дольше?»:

- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж);

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з)

2. «Кто больше?»:

- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с);

-задует свечей на свадебном торте (ф-ф-ф-ф-ф).

3. Развиваем артикуляцию (речевая гимнастика).

Речевая гимнастика позволит в течении пяти минут «настроить» свой речевой аппарат на продуктивную работу.

Разминка губ. В течение одной минуты энергично произносите сочетание звуков Б-П. При правильном выполнении упражнения вы почувствуете легкую вибрацию в области губ.

Разминка языка. Энергично в течении одной минуты произносите Д-Т.

Разминка гортани. Одну минуту повторяйте К-Г.

4. Развиваем дикцию.

Для русской речи наиболее естественным является чередование согласных и гласных звуков, причем сочетание согласных чаще всего бывает двух- и трехчленным. Если же между гласными встречается сочетание четырех и более согласных, это может нарушать благозвучие речи и вызывать некоторые затруднения при произношении. На благозвучие речи оказывает влияние также чередование ударных и безударных слогов. Оптимальный вариант – интервал в 2-3 безударных гласных между ударными, то есть короткие слова должны чередоваться с длинными. Нарушение этого правила делает речь или рубленной (дед был стар), или, напротив, монотонной (свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы).

Однако именно использование таких неудобопроизносимых звукосочетаний, слов и фраз может дать положительные результаты при работе над дикцией. Чем большую нагрузку испытывают при тренировке органы речи, тем больше получаемый эффект.

· Упражнение «Сложные сочетания звуков». Произнесите сначала медленно, затем быстрее: тлз, джр, мкртч, кпт, кфт, кшт, кжда, ккждэ,кждо,кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

· Упражнение-игра «Сочетание звуков». Используйте звукоподражания:

- забивайте гвозди: гбду, гбдо, гбдэ, гбды, гбда, гбди!

- имитируйте лошадиный топот: птку, птко, птка, пткы, пткэ, птки!

- бросайте воображаемые тарелки партнеру: кчку,кчко,кчка, кчкы,кчки.

· Упражнение «Трудные сочетания согласных». Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, сверхвстревоженный, брандспойт, горазд всхрапнуть., попасть в ствол, пункт взрыва.

· Упражнение «Фразы из ударных слогов». Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клаб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск – брызг блеск. Сто верст вскачь.

· Упражнение «Скороговорки». Произнесите скороговорки сначала медленно, затем быстрее. Произнесите их с разными интонациями: весело, грустно, удивленно, испуганно, смущенно и т.п.

- Интервьюер интервента интервьюировал

- Брандербургские рододендроны из дендрария.

- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

- Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

- Сиреневенькая зубовыковыривательница.

- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

- А мне не до недомогания.

- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговаривваешь, но заскороговорившись, выскороговорил – что все скороговорки перескороговоришь, перескровыговариваешь.

III. Заключительная часть. Обратная связь и подведение итогов занятия.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь