Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина "Качели"

Дата публикации: 2023-03-08 22:24:23
Статью разместил(а):
Легенькая Анна Николаевна

Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина "Качели"

(План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 10 классе)

Автор: Легенькая Анна Николаевна

МАОУ «СОШ № 17», г. Губкин Белгородской области

 

Базовый учебник:

Русский язык: учебник для 10-11 классов. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина

Тема урока:

Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина «Качели»

Цель:

развитие навыков текстуального анализа на основе теоретических сведений и практических упражнений, раскрывающих тему текста, основную идею, тип и стиль речи, особенности композиции, систему художественных образов, речевое оформление 

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о структуре  рассказа-миниатюры, особенностях прозаического художественного текста. 

Развивающие: развивать умение работать с текстами художественного стиля, анализировать роль изобразительных средств языка в произведениях словесности. 

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку; формировать эстетические вкусы. 

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- положительные нравственные качества;

- действия нравственно-эстетического оценивания.

Регулятивные УУД:

- сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной  деятельности; 

- выбор пути достижения цели, планирование решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД: уметь развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.

Планируемые результаты

Предметные:

- анализировать жанр рассказа, раскрывать особенности места и времени, композиции и образной системы художественного текста;

- определять контекстуальное значение слов и фраз в художественном тексте, оценивать их художественную выразительность.

Личностные: постигать мир человеческих отношений.

Метапредметные:

- анализировать авторский выбор средств и приёмов, обусловливающих эстетическое воздействие на читателя;

- давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом тексте, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения.

Основные понятия:

анализ текста, тема, идея, тип речи, стиль речи, композиция, система образов, изобразительные средства языка.

Межпредметные связи:

литература.

Педагогические технологии:

критического мышления, сотрудничества, личностно-ориентированные.

Образовательные ресурсы:

текст И.А. Бунина «Качели»; учебник; конспект; карты для групповой работы (№1, №2, №3, №4); презентация; индивидуальные маршрутные листы.

 

Ход урока

Я вижу, слышу, счастлив.

Всё во мне. (И. Бунин «Вечер»)

I. Задание 1. Интеллектуальная разминка, состоящая из пяти тестовых заданий открытого и закрытого типа.

Цель интеллектуальной разминки (ИР) – актуализация теоретических знаний обучающихся по литературе, создание учебной мотивации.

Интеллектуальная разминка.

1. «Что есть что?»

А) Повторение начала поэтических строк или предложений, абзацев (?) (анафора)

Б) Эмоциональная окраска высказывания: насмешка в скрытой форме (?) (ирония)

В) Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний (?) (аллитерация)

Г) Глубокая мысль определённого автора, выраженная в лаконичной форме, отличающаяся выразительностью и неожиданностью суждения (?) (афоризм)

2. «Что есть что?»

А) диалог (?) (разговор двух или нескольких лиц) 

Б) инверсия (?) (необычный порядок слов в предложении) 

В) эпитет (?) (образное определение, характеризующее явление) 

Г) антонимы (?) (слова с противоположным значением)

3. «Четвёртое лишнее».

А) эпитет (троп) 

Б) метафора (троп) 

В) градация (фигура речи) 

Г) метонимия (троп)

4. «Четвёртое лишнее».

А) статья (научный/публицистический стиль речи) 

Б) рассказ (жанр художественного стиля речи) 

В) доклад (научный/публицистический стиль речи) 

Г)  лекция (научный/публицистический стиль речи) 

5. «Четвёртое лишнее»

А) Н.А. Некрасов (поэт, не прозаик) 

Б) Ф.И. Тютчев (поэт, не прозаик) 

В) А.А. Фет (поэт, не прозаик) 

Г) И.А. Бунин (вошёл в литературу как поэт и прозаик)

II. Работа учащихся по «Маршрутному листу» (Приложение1):

1) самопроверка интеллектуальной разминки;

2) самооценка.

III. Введение. Постановка учебной проблемы.

Аналитическое задание обучающимся по итогам интеллектуальной разминки:

а) проанализируйте ответы теста ИР;

б) сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина «Качели».)

IV. Работа с эпиграфом к уроку. Записать тему и эпиграф в тетрадях.

Как вы поняли, почему именно Бунин?

Предположения десятиклассников о выборе для комплексного анализа текста произведения данного писателя подкрепляем авторитетными оценками особенностей бунинского стиля:

1) «Бунин – тонкий стилист, у него громадный багаж хороших здоровых, метких, настоящее-русских слов; он владеет тайной изображать как никто малейшее настроение и оттенки природы, звуки, запахи, цвета, лица; архитектура его фразы необычайно разнообразна и оригинальна; богатство определений и эпитетов умеряется у него строгим выбором, подчинённым вкусу и логической необходимости; рассказ его строен, жив, насыщен.» (А.И. Куприн. «Чтение мыслей», 1916).

2) «[…] Бунин – явление редчайшее. В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться.» (С.А. Воронин. «Литературное наследство»).

V. Погружение в рассказ Бунина.

1. До чтения текста рассказа «Качели» анализируем его заглавие:

Какой ассоциативный ряд у вас возникает при слове «качели»?

качели → маятник → движение → непостоянство → взлёт-падение → полёт → детство → радость → боль

2. Чтение текста. Рассказ И.А. Бунина «Качели». (Подготовленный ученик).

а) Какое впечатление произвёл рассказ И.А. Бунина? 

б) Какие картины, образы вы представили? 

3. Восприятие текста. (Работа в группах по карточкам). (Приложение 2) 

а) Каков стиль текста? (Группа №1)

б) Определите тип речи. (?) (Группа №2)

в) Как вы определите жанр произведения? (Группа №3)

VI. Исследование текста.

Работа в группах (постоянных) по карточкам. При распределении вопросов для самостоятельной работы уместно учитывать интеллектуальный потенциал, общие учебные умения и навыки участников, а также организаторские способности командира группы. При учёте всех обстоятельств работа каждой группы будет наиболее эффективной.

а) Почему автор дал такое заглавие произведению? (Группа № 4)

б) Какова, по-вашему, тема произведения? (Группа № 1)

в) Какова, на ваш взгляд, идея рассказа? (Группа № 3)

г) В чём, по-вашему, конфликт текста? (Группа № 4)

д) Какова пространственно-временная организация произведения? (Группа № 1)

е) Какие образы создаёт автор в рассказе? (Группа № 2)

ж) Сколько смысловых частей вы выделите в тексте? (Группа № 1)

з) Какова основная проблема (или проблемы) текста? Какие ключевые фразы помогают понять проблему?

и) Какова авторская точка зрения на проблему?

к) Чего ожидает Бунин от читателей?

В процессе исследования текста коллективно заполняется таблица (СТ)

(на доске или панели и параллельно в тетрадях учащихся):

Ключевые фразы

Проблемы

Приёмы и языковые средства

Роль данных приёмов в комментарии к проблеме

«… носились, стоя друг против друга, на качелях в конце аллеи … Он, натягивая веревки и поддавая взмах доски, делал страшные глаза, она, раскрасневшись, смотрела пристально, бессмысленно и радостно.»

краткость, миг счастья

наречия-эпитеты

полёт на качелях – между небом и землёй – символ краткого счастья, возвышенного чувства

«Первая звезда, молодой месяц,  зеленое небо, запах росы, запах из кухни,- верно, опять мои любимые битки в сметане! – и синие глаза и прекрасное счастливое лицо ...»

счастье – гармония героев с собой и с окружающим миром

прилагательные-эпитеты

мимолётное чувство равно великой любви

«Убежим, повенчаемся, потом кинемся ему в ноги –  заплачет и простит ...»

счастливое будущее возможно

глаголы в форме будущего времени, множественного числа

герои стремятся к любви

«Идти к дедушке и, упав на колени, просить его благословения? Но какой же я муж?»

счастье не может продолжаться, это миг

глаголы-инфинитивы, риторические вопросы (самоирония героя)

неуверенность героя в будущем

"В ее глазах – начало любви, а конец – в устах".

 

афоризм

любовь, счастье конечны

«Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет ...»

«Пусть будет только то, что есть ... Лучше уж не будет.»

неповторимость счастья

лексический повтор, синтаксические особенности: многоточие – обрыв, незаконченность предложения

любовь – радость и одновременно страдание; автор рисует мир таким, каким видит, а читатель может соглашаться с ним или раскрасить по-своему картину мира

 

VII. Д/З: 1) Напишите сочинение в форме ЕГЭ по рассказу Бунина «Качели».

2) Или выполните лингвистический анализ фрагмента текста И.А. Бунина (Русский язык. 10-11 класс: упр. 201, стр. 104-105).

VIII. Рефлексия.  

Ответьте на один из вопросов, продолжив высказывание. 

Как следует читать художественный текст? 

Я понял(-а), что …

Читая художественный текст, …

Чему научились на уроке? Что вызывает затруднения при комплексном анализе текста? 

Я приобрел(-а) … 

Я научился(-лась) … 

Я затрудняюсь при анализе текста определять …

 

Приложение 1

Маршрутный  лист  ___Ф.И. ____________

Оценка: задания 1 и 4.

I. Разминка.

 

№1

№2

А

 

 

Б

 

 

В

 

 

Г

 

 

 

Критерии оценки: «5»  – без ошибок

                              «4» – 1 – 2  ошибки

                              «3» –  3-4 ошибки

                             «2» – 5 и более ошибок

Отметка:

II. Групповая работа по тексту. Результаты можно оформить в таблицу:

Элемент

Выражение

Функция

Заглавие (?)

 

 

Тема (?)

 

 

Идея (?)

 

 

Особенность конфликта (?)

 

 

Образный ряд (?)

 

 

Структура (?)

 

 

 

 III. Ваши размышления можете структурировать в таблицу (СТ):

Ключевые фразы

Проблемы

Приёмы и языковые средства

Роль данных приёмов в комментарии к проблеме

 

 

 

 

IV. Ответьте на один из вопросов, продолжив высказывание. 

1) Как следует читать художественный текст? 

Я понял(-а), что …

Читая художественный текст, … 

или 

2) Чему научились на уроке? Что вызывает затруднения при комплексном анализе текста? 

Я приобрел(-а) … 

Я научился(-лась) … 

Я затрудняюсь при анализе текста определять …

 

Приложение 2

Группа № 1. И.А. Бунин «Качели».

1. Прочитайте текст.

2. Определите, к какому стилю речи он принадлежит. Обоснуйте ваш выбор, выделите характерные для данного стиля языковые средства и стилистические приёмы.

3. Какова, по-вашему, тема произведения?

4. Из какого сборника этот текст Бунина?

5. Каков хронотоп произведения?

а) Как организуется пространство в тексте? Сколько композиционных элементов  можно выделить в произведении? Где происходит каждый эпизод? Почему? Что  (кто?) важно для героев? Почему автор так организует пространство? Какую роль играет упоминание имён и фамилий? Как изменяется образ пространства?

б) В течение какого времени происходят события текста? Как изменяется образ времени в произведении с упоминанием имён и фамилий? 

Группа № 3. И.А. Бунин «Качели».

1. Прочитайте текст.

2. Определите, к какому жанру относится текст. Обоснуйте ваш выбор, выделите характерные жанровые особенности.

3. Какова, на ваш взгляд, идея произведения Бунина?  Что хотел сказать автор нам, читателям, в «Качелях»?

4. Каковы синтаксические особенности текста? Какая форма речи преобладает в тексте? Чем необычен этот текст Бунина? Какие предложения доминируют? Почему? Какую роль играют восклицания? Многоточия?

5. Какова роль образа автора в тексте? Где звучит авторская речь? Каково авторское отношение к героям? Высказывает ли Бунин прямо свою позицию? Чего ожидает автор от читателей? Какова авторская точка зрения по вопросам, поднятым в тексте?

Группа № 2. И.А. Бунин «Качели».

1. Прочитайте текст.

2. Определите, какой тип речи является ведущим в данном тексте. Обоснуйте ваш выбор, выделите характерные для данного типа речи признаки.

1. Какие основные образы создаёт автор в произведении?

а) Есть ли имена у героев? Почему?

б) Какой портрет героев рисует автор? Почему нет подробного портрета героев? Что важно автору?

в) Какие цвета использует Бунин, характеризуя героиню? Какой облик возникает?

г) Какие фонетические средства используются в описании девушки?

д) Как создаётся образ героя? Какие средства изобразительности языка использует Бунин, характеризуя героя в начале текста? Почему? Как они раскрывают чувства героя, его состояние? Каков, по-вашему, его возраст? Как звуковые особенности помогают в раскрытии образ героя? Как герой говорит о себе? С кем сравнивает? Почему? Как это помогает понять его образ?

Группа № 4. И.А. Бунин «Качели».

1. Прочитайте текст.

2. Подумайте, почему именно такое заглавие автор дал тексту? Как раскрывается смысл заглавия в тексте?

Как соотносится заглавие «Качели» с темой и идеей текста?

3. В чём, по-вашему, заключается конфликт в тексте? Является ли он ярко выраженным? Есть ли конфликт героев друг с другом? Конфликт героев с окружающим миром? С природой?  Что такое любовь в понимании автора? В чём заключается конфликт?

4. Какие ключевые фразы текста помогают понять проблему(ы) текста? С помощью каких языковых средств и приёмов автор раскрывает проблему?

 

Литература: 

1. Бунин И.А. Собрание сочинений в четырёх томах. Том IV. – М.: Правда. – 1988. – 560 с.

2. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991. 

3. Федулова-Тоужа Роза. О некоторых особенностях языка И. Бунина (Темные аллеи). Обзор славистики, том 55, выпуск 4, 1983.

4. Храмцова Н. Анализ рассказа И.А. Бунина «Качели» // Литература. – №2, 2012.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь