Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование технологий проблемного обучения на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-03-24 23:13:36
Статью разместил(а):
Чернышева Елена Александровна

Использование технологий проблемного обучения на уроках английского языка

Автор: Чернышева Е.А., Корнева И.П.

МОУ «Беловская СОШ им. С.М.Остащенко Белгородского района Белгородской области»

 

Аннотация: В данной статье рассмотрено несколько приёмов проблемного обучения, используемых на уроках, таких как анализ конкретных ситуаций «case-study» и метод «круглого стола».

Ключевые слова: круглый стол, case-study, проблемное обучение.

 

Одной из основных особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности. Одним из таких методов является проблемное обучение. Данное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, оно способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.

Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них были характерны еще во времена Сократа и Платона. Идеи активизации обучения путём включения учащихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, представителей нового воспитания. Понятие проблемное обучение получило распространение в 20-30 годы, как в советских, так и зарубежных школах. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

В данной статье хотелось бы рассмотреть несколько приёмов проблемного обучения, используемых на наших уроках. Таких как анализ конкретных ситуаций «case-study» и метод «круглого стола».

Метод «круглого стола». Целью «круглого стола» является раскрытие широкого спектра мнений по выбранной для обсуждения теме или проблеме, обсуждение спорных моментов связанных с выбранной темой и достижение согласия.  Данный метод, как правило, практикуется на этапе обобщения материала темы. Итак, была взята тема «Are All the Young bad?»? из раздела «What is Hot with the Young Generation?» учебника для 10 классов под редакцией В.П. Кузовлева. Двумя учащимися были подготовлены два проекта с противоположными мнениями по данному вопросу. Заранее был выбран ведущий, он открывал данное мероприятие, представлял участников дискуссии, направлял её ход, и обобщал итоги. Остальные учащиеся просмотрев и прослушав данные проекты, высказывали свои точки зрения, аргументируя их лексикой и речевыми выражениями взятыми преимущественно из данного раздела. Данный метод позволяет формировать познавательную, информационную, социальную, коммуникативную, рефлексивную, ценностно-смысловую компетенции. 

Анализ конкретных ситуаций (case-study). Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Особенностью метода case-технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую в определенной учебной ситуации, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Ниже представлены примеры кейсов, которые использовались на уроках английского с целью развития навыков говорения. Опираясь на темы учебников под редакцией Кузовлева В.П.

В 4 классе это может быть Treasure Island. Учащиеся делятся на группы, им дается план городского района (вымышленного или реального) одной группе  предлагается описать дорогу к спрятанным сокровищам, а другой группе найти эти сокровища по описаниям дороги, сделанным первой группой .

В 5 классе - Fun Day in London. Учащимся предоставляется краткая информация о достопримечательностях Лондона, режиме их работы, стоимости проезда, питания и входных билетах, возможных скидках. (Или учащиеся сами находят такую информацию, готовясь к уроку). Учащиеся разрабатывают однодневную программу их пребывания в Лондоне при ограниченном бюджете. (Другим заданием может быть составление программы пребывания зарубежного друга в Петербурге с учетом его/ее интересов.)

В 8 класс -HealthyBreakfast. Приводятся два рисунка накрытых для завтрака столов с разными блюдами.

Вопросыдляобсуждения: 

1. What do you usually eat for breakfast (lunch, dinner, supper)? What groups (meat, dairy products, cereal, fruits, vegetables, sugars, fats) are the foods from?

2. What do people in Russia usually eat for breakfast (lunch, dinner, supper)?

3. Do you take vitamins pills?

4. What snakes are healthy for children to eat?

5. What is junk food?  Give some examples. Do you eat junk food?

6. Why are fresh fruits and vegetables better for you than canned fruits and vegetables?

Задание. What is your ideal breakfast ? Why?

Данный метод помогает находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Подводя итоги, можно отметить, что:

- Проблемное обучение «учит учиться».

- Создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя. Взаимоотношения между учителем и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме.

- Проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта.

- Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией.

- Развиваются навыки аудирования, монологической и диалогической речи.

- Проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно, оживляет и активизирует образовательный процесс, исключает бездумное заучивание и пересказ "книжных” знаний, развивает активное мышление, творческую самостоятельность учащихся.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное обучение школьников, заставляет учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

 

Список литературы:

1. Линия УМК "Английский язык 2-11" авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др. 

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.Педагогика, 1977.

3. Применение эффективных технологий обучения. Учитель. - 2003. - №1.

4. Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроке английского языка. - М.,2004. 

5. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке / Иностранные языки в школе/ №3, 2000.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь