Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Средства обучения плаванию на уроках физической культуры

Дата публикации: 2023-05-04 13:32:56
Статью разместил(а):
Журавлева Елена Николаевна

Средства обучения плаванию на уроках физической культуры

Автор: Журавлева Елена Николаевна

 

Введение.

В настоящее время умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Существует несколько факторов, которые влияют на выбор методики и  средств обучения: условия, которые окружают людей, цель получения навыка плавания. Это может быть потребность просто научиться плавать или достижение спортивных результатов, высот. Особенности учеников.

Возраст всех членов группы. Методика обучения детей плаванию отличается от подхода, который тренер выбирает при общении с группой взрослых людей. Нужно уметь не только заинтересовать, но и подобрать упражнения и оптимальную нагрузку, которые позволят получить максимальную пользу от занятия. Учитывается физическая подготовка людей, их цели и стремления. Для детей может быть интересно покорение спортивных высот, участие в соревнованиях.

Взрослые, как правило, ходят на плаванье для укрепления иммунитета, поддержания себя в форме, снижения веса или в профилактических либо лечебных целях (при патологиях опорно-двигательного аппарата). Научиться плаванью можно практически в любом возрасте. Но особенности каждой группы тренер обязательно учитывает.

Оптимальным возрастом для освоения азов плаванья является период с 6 до 10 лет. Дети быстро получают новые навыки, умения. При этом в таком возрасте еще не сформирована неправильная память движений. Взрослых людей научить правильной технике гораздо сложнее. Если человек всю жизнь плавал неправильно, переучить его очень сложно. Хотя обучение все же возможно в любом возрасте. Однако научиться плаванью с нуля гораздо проще, чем переучиваться.

Формирование правильного навыка плавания возможно лишь в случае применения научно обоснованных, апробированных методик и средств обучения. А так же если тренер в процессе обучения плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой.

Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. При обучении плаванию основным практическим методом является метод упражнения. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки. Нагрузка регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в занятии, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривают последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом. К средствам обучения и совершенствования в плавании относят: физические упражнения, естественные природные факторы (вода, солнце, воздух), тренажеры, специальные приспособления (лопатки, доски), визуальные средства контроля, наглядные пособия. 

К основным средствам обучения плаванию относятся:

1. Общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

2. Подготовительные упражнения для освоения с водой.

3. Прыжки в воду.

4. Подвижные игры в воде.

5. Упражнения для обучения технике спортивных способов плавания.

 

1. Общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

Общеразвивающие упражнения выполняются на суше, специальные – в воде, подготовительные — как на суше, так и в воде. Общеразвивающие упражнения способствуют развитию и воспитанию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и таким образом подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.

Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и овладения отдельными элементами техники. Существует две группы подготовительных упражнений: а) имитационные упражнения; б) упражнения для освоения с водой. Особой формой подготовительных упражнений являются игры в воде, которые скорее можно было бы отнести к упражнениям для освоения с водой, однако игры используются на всех этапах обучения и совершенствования, выполняя различные задачи учебно-тренировочного процесса. Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с общей формой движений при плавании. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде. Однако на начальном этапе обучения плаванию такие упражнения просто необходимы. К таким упражнениям относят:   

- упражнения для имитации дыхания (глубокие вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при имитационных движениях рук или ног и т.д;

- имитационные упражнения для рук (круговые попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении стоя и в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием направления и т.д.);

- имитационные упражнения для ног (стоя попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами, приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате в положении на груди и на спине и т.д.).

Специальные физические упражнения. Совершенствование физических качеств пловца быстрее и эффективнее осуществляется путем применения общеразвивающих и специальных физических упражнений, чем средствами плавания. Стоит уделить внимание фитнесу, растяжке и силовым тренировкам.

При силовых тренировках пловцов существует два варианта упражнений:

- для того чтобы развить силу и скорость упражнения на суше для пловцов выполняются с большим отягощением и на максимальной скорости, но с минимальным количеством повторений.

- для улучшения координации движений и увеличения количества митохондрий выполняют, наоборот, упражнения с небольшим весом, но с большим количеством повторений.

Растяжка. Плавание – это такой спорт, в котором гибкость и подвижность определенных суставов имеет большое значение. И если в других видах спорта гиперподвижность суставов может стать причиной возможных травм, то в плавании это скорее наоборот убережет от болей.

Упражнения Кифута. Эти упражнения заслуженно называют золотыми, и направлены они в первую очередь на тренировку пловцов. Такие упражнения на суше для пловцов без инвентаря направлены на повышение гибкости и эластичности мышц, улучшение осанки.

2. Подготовительные упражнения для освоения с водой.

Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды.

Задачи: быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

Упражнения:

- Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна. 

- Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом, потом бегом.

- Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

- Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.

- Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.

- Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.

- То же с помощью одновременных гребковых движений руками.

- Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

- То же, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.

- Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

- "Полоскание белья". Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.

- "Пишем восьмерки". Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.

- Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

- Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде "лежачей" восьмерки.

Погружения, подныривания и открывание глаз.

Задачи: устранение инстинктивного страха перед погружением в воду; ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды; обучение открыванию глаз и ориентировке в воде. Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

Упражнения: 

- Набрать в ладони воду и умыть лицо.

- Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

- Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

- "Сядь на дно". Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.

- Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

- Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением в воду с головой.

- Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.

- "Достань клад". Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.

Всплывания и лежания.

Задачи: ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости; освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении; освоение возможного изменения положения тела в воде. 

Упражнения: 

- Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

- "Поплавок". Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.

- "Медуза". Выполнив упражнение "Поплавок", расслабить руки и ноги.

- "Звездочка". Из положения "поплавок" развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).

- Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.

- "Звездочка" в положении на спине: опуститься по шею в воду; затем, опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.

Упражнения для обучения дыханию.

Задачи: освоение навыка задержки дыхания на вдохе; умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе; освоение выдохов в воду.

Упражнения: 

- Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.

- Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).

- Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, - выдох. То же, погрузившись в воду с головой.

 -Упражнение в парах - "Насос". Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.

- Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи - выдохи; для вдоха поднимать голову вперед.

- Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево. 

Скольжения.

Задачи: освоение равновесия и обтекаемого положения тела; умение вытягиваться вперед в направлении движения; освоение рабочей позы пловца и дыхания.

Упражнения: 

- Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

- То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

- То же, руки вдоль туловища.

- Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

- То же, руки вытянуты вперед.

- Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед.

- То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.

- То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.

- Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.

3. Прыжки в воду.

Задачи: устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой; подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания. 

При обучении плаванию в детских бассейнах "лягушатниках", где глубина воды доходит до уровня пояса или груди занимающихся, прыжки в воду применяются как одно из средств освоения с водой. Прыжки воспитывают у занимающихся смелость и уверенность, а длительные погружения в воду с головой после выполнения прыжка совершенствуют ориентировку под водой и умение выполнять гребковые движения руками в противоположном направлении (по отношению к поверхности воды).

Если педагог находится в воде, то занимающиеся могут прыгать в воду даже раньше, чем научатся плавать. В таких случаях подбираются прыжки, при выполнении которых исключается возможность удара о дно. Например, спады в воду из положения сидя или в упоре присев на бортике, при выполнении которых обучаемый почти плашмя падает в воду с высоты 30 см. Перед выполнением занимающимися соскоков вниз с шага или с прыжка нужно предупредить их о том, что они должны сгибать ноги в коленных суставах (это предохраняет от удара о дно).

Прыжки в воду вносят оживление в занятия плаванием и выполняются занимающимися всех возрастов с большим желанием. Это нужно учитывать при обучении плаванию в бассейнах, глубина которых не позволяет проводить игры и развлечения на воде, и обязательно включать в уроки плавания выполнение прыжков в воду. Прыжки в воду выполняются в начале основной или заключительной части урока плавания. Если занимающиеся освоили несколько прыжков, то вход в воду в начале урока можно начинать прыжком в воду по команде педагога.

При изучении и выполнении прыжков в воду необходимо соблюдать следующие обязательные правила:

Проводить обучение прыжкам в глубоких бассейнах после того, как занимающиеся научатся плавать.

При обучении прыжкам в воду обязательно учитывать, что трудность прыжка повышается с увеличением высоты. Сначала все простейшие прыжки разучиваются с бортика высотой 20-30 см, затем со стартовой тумбочки и наконец - с трамплина высотой 1 м, 3 м и т.д.

При выполнении прыжков соблюдать строгую дисциплину. Прыжки выполняются только по команде педагога: в бассейне глубиной 120 см - одновременно небольшой группой; в глубоком бассейне - поочередно. Команда для следующего прыжка подается, когда предыдущий прыгун отплывет на безопасное расстояние или выйдет из воды.

Упражнения:  

- Сидя на бортике и уперевшись в него одной рукой, по сигналу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.

- Сидя на бортике и уперевшись ногами в сливной желоб, поднять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться вперед, опираясь грудью о колени, и, оттолкнувшись ногами, упасть в воду.

- Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.

- В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.

- В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.

- Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперед-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.

- То же, что и предыдущее упражнение, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика.

4. Подвижные игры в воде.

На занятиях плаванием, особенно с детьми и подростками, обязательно используются игры и развлечения на воде. Игры и развлечения на воде содействуют:

· повышению интереса детей к повторению знакомых упражнений;

· повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятий;

· совершенствованию плавательных умений и навыков;

· совершенствованию физических и морально-волевых качеств;

· выработке умения взаимодействовать в коллективе;

· воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Игры, применяемые при обучении плаванию, в зависимости от возраста и подготовленности участников, делятся на три группы.

Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Такие игры проводятся с новичками на первых уроках плавания. Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это игры с преодолением сопротивления воды, с погружением в воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.

К ним относятся игры типа "Кто быстрее спрячется под водой?", "У кого больше пузырей?", "Кто дальше проскользит?" и т.д. При наличии в водоеме мелкого места в этих играх принимают участие дети, не умеющие плавать.

Вторая группа - игры сюжетного характера. Они являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Их следует включать в занятия после того, как дети освоятся с водой, научатся передвигаться и уверенно чувствовать себя в воде. Среди этих игр встречаются и такие, в которых необходимо разделение участников на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила, ее надо предварительно объяснить, а иногда и провести вначале на суше.

К сюжетно-образным играм относятся "Караси и карпы", "Поезд в тоннель", "Рыбы и сеть" и др., а также большая группа игр, типа "Убегай-догоняй", с бегом и плаванием. Сюжетные игры представляют собой упрощенный вариант командных игр, поэтому результат действий каждого игрока в группе должен немедленно оцениваться. В этих играх принимают участие как умеющие, так и не умеющие плавать дети.

Третья группа - командные игры. В них участники объединяются в равные по силам команды. Команда может состоять из игроков разного возраста и пола: например, детей и подростков; мальчиков и девочек.

Эти игры воспитывают чувство коллективизма, развивают инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют от участников проявления самостоятельности, достаточных волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо, например, при разрешении возможных игровых конфликтов. Добровольное ограничение своих действий правилами игры воспитывает сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки.

Приведем некоторые примеры игр на воде.

Игра на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды - "Караси и карпы".

Задача игры: освоение с водой; воспитание умения смело передвигаться в воде, не бояться брызг.

Игра с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде - "Кто быстрее спрячется под водой?"

Задача игры: ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды.

Игра с всплыванием и лежанием на воде - "Пятнашки с поплавком".

Задача игры: совершенствование навыков всплывания и лежания на воде.

Игра с выдохами в воду - "Фонтанчики".

Задача игры: совершенствование ритма дыхания при выполнении вдоха и выдоха в воду.

Игра со скольжением и плаванием - "Стрела.

Задача игры: овладение умением напрягать мышцы тела и тянуться вперед (принимать обтекаемое положение тела).

Игра с прыжками в воду - "Кто дальше прыгнет?"

Задача игры: воспитание смелости, уверенности в себе; выработка навыка глубоких и продолжительных погружений в воду с головой.

Игра с мячом - "Водное поло".

Задача игры: совершенствование техники владения мячом и умения взаимодействовать в коллективе.

5. Упражнения для обучения технике спортивных способов плавания  

Специальные упражнения применяются для обучения технике каких-либо способов, совершенствования техники плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся, а также для развития функциональных возможностей организма.

Средства специальной физической подготовки в воде классифицируют по:

-  по использованию дополнительных средств и приспособлений;

- по способу их выполнения;

- длине составных частей упражнений;

- по интенсивности.

По использованию дополнительных средств и приспособлений:

- с использованием опоры для обучения работе ног (держась за дорожку, бортик и др.);

- с использованием средств и приспособлений, облегчающих плавание (доски, ласты, поплавки и др.);

- с использованием средств и приспособлений, усложняющих плавание (различные виды гидротормозов, лопатки и др.);

- без использования.

Следует отметить, что деление на усложняющие и облегчающие средства в данном случае является весьма условным. По способу выполнения:

- в полной координации (различными способами, например, баттерфляем или кролем на груди);

- по элементам.

В свою очередь упражнения по элементам подразделяются на:

- упражнения с помощью одних ног (различными способами и с чередованием способов);

- упражнения на согласование дыхания и работы ног (различными способами и с чередованием способов);

- упражнения с помощью одних рук (различными способами и с чередованием способов);

- упражнения с чередованием ног, рук и дыхания (различными способами, с чередованием способов и совмещением разных способов, например, ноги брасс, руки кроль);

- упражнения для изучения стартов и поворотов (различными способами).

 По длине составных частей упражнения делятся на: короткие отрезки — 10, 12, 15, 25, 30, 50 и 100 м; — средние отрезки — от 125 до 400 м; — длинные отрезки от 425 м и более.

По интенсивности выполнения (по зонам мощности) для начинающих применяются 3 основных варианта: — в полную силу (максимально); — 3/4 от максимального; — ½  от  максимального. Хотя количество зон интенсивности может быть и больше (а их и должно быть больше), на начальном этапе спортивной подготовки лучше придерживаться вышеприведенных вариантов, так как юные пловцы еще не в состоянии четко проводить грань между зонами интенсивности (если их будет 4, 5, 6 и т.д.).

Заключение.

Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:

- разнообразие вариантов выбора средств;  

- разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;

- умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;

- формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь