Презентация проекта. Основные аспекты и особенности построения
Презентация проекта. Основные аспекты и особенности построения
Автор: Савельева Дарья Александровна
ГБНОУ «Академия цифровых технологий», Санкт-Петербург
Аннотация: Данная статья поможет разобраться в понятии проект, какими основными признаками он владеет, из каких частей состоит. Также в статье Вы найдёте небольшие рекомендации по подготовку публичного выступления. Какой должна быть презентация проектов и как её сделать эмоциональной и содержательной.
Ключевые слова: признаки проекта, структура презентации, презентация проекта.
«Оратор должен иногда возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам: к высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы. Путь по равнине безопаснее, но незаметнее и бесславнее; бегущие падают чаще тех, кто ползает, но этим последним, хотя они и не падают, не достается никакой славы, а у тех она есть, хотя бы они и падали. Риск придает особенную цену как другим искусствам, так и красноречию». Плиний Младший.
Как презентовать свой проект? Что такое проект?
Проект – это совокупность действий, ограниченных во времени и направленных на решение проблемы или достижение конкретной цели.
Проект - уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.
Основные признаки проекта
• Ограниченное время его выполнения, есть точка начала проекта и точка конца.
• Для его реализации нужны ресурсы, и они ограничены.
• Проект – это временная система, он не повторяется после завершения (но может начаться новый проект).
• Проект – это всегда управление изменениями.
• Результат проекта – непредсказуем и всегда уникален.
Готовясь к выступлению, не забывайте о пропорции: 20-60-20. Речь идет о времени в процентах, которое вы должны выделить для вступления (20%), основной части (60%) и заключения (20%). 60% нашего успеха на сцене зависит от того, как мы выглядим, 30% от того, как мы говорим и только 10% от того - что мы говорим.
Вступление. Каким должно быть начало вашего выступления? Ваша первая фраза? Многие ораторы начинают с благодарности: «Для меня огромное удовольствие и большая честь выступать перед вашей аудиторией ...». Или что-нибудь в этом духе.
Следует ли вам сказать что-нибудь приятное людям, которые вас пригласили?
Так с чего же начинать?
Существует три классических варианта:
1. Рассказать историю с целью расположить к себе аудиторию.
2. Начало с 3-х вопросов к аудитории.
3. Начало с неожиданной или агрессивной (в хорошем смысле) фразы.
Основная часть. Первое и главное, что нужно сделать при подготовке к выступлению – это составить план. С одной стороны, план поможет вам лучше подготовиться, структурировать и упорядочить ваше выступление, а с другой – в ходе выступления вы можете (если вам это нужно) использовать свой план, как шпаргалку. Насколько подробным должен быть ваш план?
Постарайтесь, чтобы каждый пункт вашего плана содержал не более 4-5 слов. Это именно то оптимальное количество, которое вы можете «схватить» взглядом, быстро брошенным на карточку.
И нет ничего зазорного, если в ходе выступления у вас в руках будет план, в который вы будете периодически заглядывать. Это поможет вам не сбиться с мысли и не забыть осветить все запланированные вопросы и привести все запланированные аргументы.
Позвольте сразу три практических совета:
- Если вы пользуетесь шпаргалкой с планом выступления – делайте это спокойно и уверенно. Можете даже намеренно подчеркивать это, например, одевая очки каждый раз, когда нужно посмотреть в план. Ничего зазорного в этом нет. Ни в коем случае не пытайтесь прятать свою шпаргалку и воровато, как бы извиняясь, подглядывать туда.
- Напишите свой план четко и аккуратно, а лучше напечатайте. Размер шрифта подберите такой, чтобы не приходилось при чтении напрягать зрение. Бумагу подберите плотную, типа картон, размером не больше, чем 10х15 см. Идея в том, чтобы шпаргалка не была слишком большой и не отвлекала на себя внимание аудитории, и, чтобы не сгибалась в самый неподходящий момент.
- Конечно, вы можете держать шпаргалку в руках в течение всего выступления – это не смертельно. Но, если есть возможность, лучше этого не делать. Например, Президент компании, в которой я работаю, пишет свои шпаргалки на карточках размером 6х10 см и держит их в жилетном кармане пиджака. Он достает их на короткое время, чтобы подсмотреть очередной тезис, и возвращает на место. Как вариант, внутренний или боковой карман пиджака, но ни в коем случае не карман брюк, особенно не задний. Либо, вы можете попросить поставить в углу сцены журнальный столик, на который можно поставить воду, дамскую сумку (в этом случае сумка должна быть для сцены – не дешевая) и положить свои шпаргалки.
Заключение. Структура:
• Подвести итоги выступлению, отметить его характерные черты (как вела себя аудитория в целом, внимание/невнимание, реакция на ваши тезисы, интересные ситуации, произошедшие во время выступления, может быть чьи-то реплики запомнились, кто-то участвовал в интерактиве).
• Сделать комплимент аудитории: внимательность к деталям, доброжелательность …
• Предложите задать финальные вопросы. В этом месте, чтобы не проколоться, приготовьте свой вопрос и ответ на него. Если вопросов не будет, для того, чтобы не наступила неловкая пауза, вы можете сказать: Перед началом/в перерыве/часто у меня спросили/спрашивают, …. И далее, заготовленный вопрос.
• Прорекламируйте себя, проговорите еще раз, почему именно вы компетентны в данном вопросе, о котором говорили.
• Дайте рекомендации, что слушателям делать дальше, после того, как они выполнят то, к чему вы их призываете. Куда вести рекрутов или что делать с кремом, к кому обращаться за деталями.
Используя данный материал, каждый обучающийся выбрал интересную для себя тему. На протяжении всего учебного года ребята искали информацию, разрабатывали концепцию своего выступления, и конечно развивали свои навыки публичных выступлений. Знания, полученные на программе, помогают формировать социально значимые знания, умения и навыки, оказывать комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствуют формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщают детей к творчеству. Обучающиеся получат представление и навыки для успешной реализации себя в профессиональной области ораторского искусства, также программа направлена на выявление творческого ресурса обучающихся и его отражение в публичных выступлениях. Программа, направленная на овладение техникой речи, а также умение кратко и лаконично высказывать свою точку зрения, готовить презентацию проекта, продукта или доклада.
Список литературы:
1. Стернин И.А. Практическая риторика. М., «Академия», 2003.
2. Стернин И.А.. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
3. Стернин И.А.. Риторика. Воронеж, «Кварта», 2002.
4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2001.