Конспект индивидуального занятия логопеда с ребенком с СНР с использованием глобального чтения
Конспект индивидуального занятия логопеда с ребенком с СНР с использованием глобального чтения "Одежда весной"
Автор: Симонова Ирина Ивановна
ГБОУ "Школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга", «Центр Реабилитации и Милосердия», Санкт-Петербург
Аннотация: Представлен конспект индивидуального занятия логопеда с ребенком с системным недоразвитием речи. Может быть использован для работы с ребенком с альтернативной дополнительной коммуникацией в виде PECS или коммуникативной доски, выполняющей основную или поддерживающую функцию в коммуникации. В уроке используются элементы глобального чтения.
Ключевые слова: глобальное чтение, дети с эмоционально-волевыми и ментальными нарушениями, РАС, умственная отсталость, синдром Дауна.
Цель: развитие коммуникативных навыков, улучшение взаимодействия ребенок-взрослый.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: активизировать речь, формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, узнавать написанные слова целиком, соотносить с предметом, поддерживать навык использования средства АДК.
- Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, умение сосредотачивать и удерживать внимание. Установление эмоционального контакта, обеспечение стрессового контроля, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения и предпочитаемого лакомства ).
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Оборудование:
- Карточки визульного расписания.
- Карточки для чтения по методике Домана.
- Карточки со словами на клейкой основе для составления фразы.
- Пособие для соотнесения картинки с написанным словом.
- Коммуникативная схема для игры с пирамидкой.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие с использованием коммуникативной доски.
Выставление визуального расписания.
«Сейчас мы будем заниматься. Сначала будем читать слова. Потом разговаривать о том, что ты видишь. Затем ты будешь соединять слова с картинками. А потом мы поиграем с пирамидкой».
Выставляем карточки расписания на доске.
Сейчас будем заниматься, а потом получишь лакомство. Что ты хочешь за работу?
Ребенок с помощью коммуникативной доски отвечает, какое лакомство он хочет. И соответствующую картинку вносим в визуальное расписание.
Задание 1. Ребенку демонстрируются карточки Домана с изображениями одежды для весеннего сезона. Название предмета произносится, демонстрируется также карточка с написанным словом. Используется 10 карточек. После совместного с педагогом соотнесения изображения со словом ребёнку предоставляются карточки с картинками по очереди и предлагается самостоятельно соотнести изображение и слово. По окончании задания педагог хвалит ребенка и предлагает убрать карточку из визуального расписания.
Ты сделал первое задание. Ребенок убирает первую карточку из визуального расписания.
Задание 2. Озвучивается второе задание: Сейчас ты будешь говорить о том, что ты видишь.
Демонстрируются картинки: «красный плащ», «зеленый зонт», «желтый шарф».
Также предоставляются карточки со словами «я», «вижу» и названиями предметов и цветов. Ребенку предлагается составить фразу по шаблону «я вижу …». Карточки со словами на клейкой основе прикрепляются на картонный или пластиковый лист с клейкой лентой.
Ты сделал второе задание, молодец! Ребенок убирает вторую карточку с доски с визуальным расписанием.
Задание 3. Сейчас ты будешь читать слова и соединять их с картинками.
Используются картинки с изображениями предметов одежды, имеющими двусложные названия (кофта, боты, шапка), которые нужно соединить с соответствующим словом. Картинки и слова в произвольном порядке располагаются на листе А4, по желанию заламинированном. Сначала читаем слова вслух, затем предлагаем ребенку провести линию маркером от картинки к слову.
Ты сделал 3 задание. Ты умница! Ребенок убирает карточку из визуального расписания.
Задание 4. Сейчас поиграем с пирамидкой. Используется коммуникативная схема со словами: «пирамидка», «хочу», «да», «нет», «строить», «нанизывать», «еще», «зеленый», «красный», «синий», «желтый», «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».
Ребенок в ходе диалога решает, что он будет делать – строить или нанизывать, а затем педагог предлагает ему просить фигуры пирамидки различных цветов с помощью коммуникативной схемы.
После окончания игры ребенок убирает соответствующую карточку из визуального расписания.
Заключение.
Ты молодец, ты поработал. Ребенок говорит с помощью коммуникативной доски: Я закончил. Ты получаешь лакомство, попроси! Ребенок просит с помощью коммуникативной доски лакомство. Затем педагог прощается с ребенком. Ребенок делает это с помощью коммуникативной доски.