Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Эффективность адаптационного периода 1, 5 и 10 классов

Дата публикации: 2018-03-14 21:25:25
Статью разместил(а):
Лядова Елена Анатольевна

Эффективность адаптационного периода 1, 5 и 10 классов

Автор: Лядова Елена Анатольевна

Липовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»

 

Древние мудрецы говорили: «Каковы мысли человека и его сердце, таков он и сам». Если больной постоянно твердит себе, что он никогда не поправится, скорее всего, так и будет. Эмоциональное состояние человека может способствовать сохранению здоровья, а может вести к разрушению.

Страх, беспокойство, тревога, гнев, враждебность, зависть, жалость к самому себе ведет к напряженности тела и мозга, потере энергии, нервной депрессии и угнетению всех систем организма. Так, например, гнев и сильный страх блокируют пищеварительные функции и дезорганизуют контроль над работой почек и кишечника. Беспокойство вносит беспорядок в работу мозга, который в таком состоянии зачастую принимает неверные решения.

Я считаю верными слова О. Вайненгера: «За свои болезни человек ответственен сам». Поэтому первостепенной задачей школы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья личности. Пики трудности в решении данной задачи приходятся на первый, пятый и десятый класс.

В решении проблемы адаптации первоклассников активное участие принимают родители, педагоги, службы города, накоплен огромный опыт работы по данному направлению.

В пятом классе проблема адаптации не становится менее важной. Данный возраст сопряжен еще и с переходным (подростковым) периодом, где обостряются многие социально – психологические проблемы личности ребенка.

Вопросы адаптации пятиклассников находятся традиционно в центре внимания администрации школы, психолога, учителей начальных классов и пятого класса, но зачастую  работа сводится к формальной деятельности.

Десятиклассники, в свою очередь, из организованного и привычного мира средней школы попадают в новые условия профильной школы: новый класс, новые учителя, изучение предметов на базовом и профильном уровне, ситуация выбора спецкурсов, а впереди обязательная сдача ЕГЭ. К сожалению, внимания педагогов вопросам адаптации старшеклассников уделяется слишком мало.

 

Цель нашей работы – сохранение и укрепление здоровья учащихся через новые формы организации адаптационного периода.

Успех в жизни ребенка зависит от него самого. Он проявляется в умении побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неуверенность в себе, сомнение в умении быть выносливым, целеустремленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе. Для мобилизации резервов психики и организма каждый из наших учащихся нуждается во внимании, общении, совете и переживании со стороны взрослых.

Главным содержанием адаптационного периода является помощь ребенку в формировании ценностных ориентаций и установлении межличностных контактов в условиях социума и микросоциума.

Успех адаптации зависит от наличия у учащихся универсальных адаптационных ресурсов:

  • умения ставить цели, видеть и решать проблемы, гибко реагировать на ситуацию;
  • умения общаться и выстраивать совместную деятельность с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости;
  • адекватного отношения к себе и другим;
  • развитой рефлексии;
  • адекватной мотивационной деятельности и так далее.

Чтобы их сформировать, необходима специально организованная совместная деятельность учащихся под руководством психолога и классного руководителя, желательно с привлечением родителей и учителей – предметников.

В чем же смысл адаптационного  периода в школе?

Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

 адекватную систему отношений и общения с окружающими;

  • способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
  • способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
  • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. В связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения возникает необходимость адаптации .

 

Алгоритм организации адаптационного периода:

  • разработка педагогом - психологом школы программы адаптационного периода (5 и 10 класс), отбор методов (технологий) взаимодействия;
  • осознание классным руководителем идеи адаптационного периода принятие его смысла;
  • обеспечение администрацией школы условий для проведения недели адаптации (приказ по школе, корректировка расписания, предоставление материалов и техники);
  • проведение недели адаптации в 5 и 10 классах (1-6 сентября);
  • привлечение к проведению недели адаптации педагогов – предметников, для проведения коллективных творческих дел, уроков, повышающих мотивацию к обучению;
  • промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классным руководителем в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;
  • обобщение классным руководителем материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;
  • проведение родительского собрания для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами недели адаптации;
  • итоговый анализ результатов недели адаптации психологом, классным руководителем, определение психолого – педагогических задач на весь адаптационный период;
  • планирование классным руководителем воспитательной работы в классе на основе результатов адаптационного периода;
  • подготовка педагогом – психологом итоговой справки – анализа «Об адаптационном периоде в школе»;
  • проведение итоговых психолого – педагогических совещаний с целью осмысления результатов адаптационного периода.

Первым этапом реализации нашей идеи стала неделя адаптации (1-6 сентября). За короткое время (6 дней) нужно было актуализировать много разных адаптационных ресурсов. Для этого применялись методы, позволяющие ребенку проживать конкретные ситуации, через организацию совместной деятельности проблемы взаимодействия, осмыслять свои действия и действия других.

Формы организации занятий позволяли:

  • ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее;
  • ставить ребенка в ситуацию ценностного выбора, рефлексивного анализа, получения обратной связи;
  • создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие;
  • отвечать потребностям и интересам детей.

Во время занятий применялись интерактивные технологии:

  • групповая дискуссия;
  • большие психологические игры;
  • психогимнастика;
  • интерактивные игры;
  • рисуночные методики;
  • самоанализ;
  • психотехники самооценки и взаимооценки;
  • методика неоконченных предложений.

По завершении недели адаптации был сделан промежуточный анализ результатов и спланирована дальнейшая деятельность на весь адаптационный период учащихся 5 и 10 классов.

 

Содержание адаптационного периода в 5 классе

Переход из начальной школы в 5 класс — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметная форма обучения, новые одноклассники. Нет рядом первой учительницы, у которой можно всегда получить совет в трудной ситуации. Новый классный руководитель не ведет большинство уроков, хорошо, если – это учитель русского языка или математики, эти уроки чаще. А если это учитель ИЗО или музыки, ведь эти уроки один раз в неделю.

Пятиклассникам в школе интересно, и одновременно тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель, классный руководитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Проблема адаптации пятиклассников к условиям основной школы должна быть в центре внимания учителей-предметников, классных руководителей, школьной администрации. На этапе адаптации детей в среднем звене школы необходимо учитывать множество различных факторов. Мы выделили следующие параметры.

1.  Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:

  соотношение уровня развития когнитивных процессов с педагогическими требованиями;

индивидуальные особенности познавательной деятельности; умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2.  Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность).

3. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе:

- восприятие и эмоциональная оценка себя, своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами;

- отношение к важнейшим видам деятельности в школе.

4.  Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.

Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Степень выраженности тревожности учащихся 5 классов напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения. Поскольку, уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, значит, мы должны создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Именно поэтому в нашей работе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

 

Основные проблемы, возникающие в период адаптации:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе;
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в раздевалке, в столовой или в туалетной комнате).

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Цель адаптационного периода:

Основная цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям основной школы, создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и учителями.

В моем 5 классе учащихся:3 девочки,6 мальчиков. В целом у учеников сформированы общие умения и навыки в пределах программных требований. но дети имеют разный уровень знаний .степень учебной мотивации.55% детей умеют работать с учебным текстом, хорошо пересказывают прочитанное, умеют аргументировано выразить собственное мнение и делают это с интересом, активны на уроках, должным образом выполняют домашние задания. Учебный материал 5 класса овладевают на достаточном уровне, явных проявлений дезаптации не наблюдается. Два ученика имеют низкий уровень знаний ,но по итогам 4 класса- средний уровень знаний. На уроках нуждаются в систематической индивидуальной работе, не всегда выполняют домашние задания, учебный материал овладевают ,но нуждаются но нуждаются в постоянной помощи учителя. 13% учеников работают в тетрадях неряшливо, делают исправления, нарушают каллиграфию, во время письма невнимательные ,что негативно влияет на результат .На уроках математики 35% учащихся имеют слабые знания, также есть учащиеся, которые плохо знают таблицу умножения. Вычислительные навыки сформированы, но часто дети невнимательные, делают механические ошибки ,которые могут исправить ,если за указанием учителя внимательно проверят работу.

В настоящем учебном году подводились итоги обученности пятиклассников, проводились срезовые работы в 5 и 10-х классах и подводились итоги адаптации. Помощь классным руководителям и учителям-предметникам в сложный период адаптации учащихся 1, 5, 10-х классов оказывает психолог Евсеева И.С. Она проводит психологические исследования классных коллективов. Пожелания учителей большей эффективности работы психолога с конкретными учениками остаются невыполненными. Хотелось бы, чтобы психологическая служба школы курировала классы компенсирующего обучения, проводила занятия и беседы с обучающимися, а не только констатировала факты.

Как учитель математики испытываю следующие проблемы и затруднения в подготовке и проведении современного урока:

-в методике изучения нового материла: из-за преобладания объяснительно- иллюстративного метода преподавания;

- в правильном отборе способов и приемов организации урока, которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности;

- в дифференциации домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

В целом ,стараюсь все уроки методически строить правильно, делать их разнообразными ,интересными.  Широко использую  компьютерные технологии. Одним из направлений методической деятельности считаю создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению восприятия материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта. В кабинете математики для этого созданы все условия.

Благодаря предметным программно-методическим комплексам, имеется возможность целенаправленно работать над повышением уровня обученности каждого ученика, проводить компьютерную диагностику пробелов в знаниях и компьютерное тестирование учебных достижений.

Как учитель-предметник веду работу по осуществлению преемственности между начальным звеном и основной школой: изучаю программные требования, предъявляемыми к выпускникам начальной школы, веду преподавание с учетом знаний, полученных учащимися в начальной школе, использую методы работы, которые характерны для начальной школы.

 

В работе ставлю перед собой следующие цели: внедрять разноуровневое содержание образования; обеспечить сочетание в образовательном процессе репродуктивных и творчески преобразующих методов обучения с преобладанием последних; шире использовать новые технологии, продуктивные формы и методы обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности школьников и обеспечивающие увеличение объема самостоятельной работы школьников; активно внедрять в учебный процесс личностно- ориентированные, здоровьесберегающие, информационные технологии.

 

Содержание адаптационного периода в 10 классе

Представьте себе, что вы живете в небольшом уютном городке, где все друг друга знают, все связаны давними и прочными узами, где общие праздники и общие проблемы…

И вдруг вас перевозят в большой город, в новый многоэтажный дом, вручают ключи от квартиры и говорят: «Вот ваше новое место жительства». Вам одиноко и грустно, соседей вы не знаете, где ближайший телефон - тоже, словом, вы дезориентированы.

В подобной ситуации оказываются и учащиеся десятых классов. Из организованного и привычного мира они попадают в совершенно новые условия. У ребят изменились социальное окружение (новый состав класса, новые учителя) и система деятельности (новая ступень обучения, новая программа). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их в настоящее время около 60 %) являются наиболее подверженными дезадаптации.

И, конечно же, невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода:

Создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе на основе реального опыта сотрудничества и осмысления того, что мешает и помогает общей работе.

В работе с десятиклассниками важными становятся такие задачи:

  • принятие позиции ученик-старшеклассник;
  • принятие новичков в коллектив:
  • поиск личностного смысла и мотивации учения;
  • узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и одновременно - в обособлении. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего Я. Поэтому особое удовольствие в юности доставляет возможность погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Важная социальная потребность этого возраста - потребность в поисковой активности, в самоопределении, в определении жизненных перспектив.

Соответственно, через все содержание адаптационного периода, по нашему замыслу, проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в собственных ожиданиях на перспективу, в представлении образа «Я» (как собственными глазами, так и глазами других).

Первый этап (он рассчитан на четыре дня) так же, как и в других классах, начинается со знакомства друг с другом. Каждый представляет себя в малой группе, и затем группа выполняет творческое задание. Вся последующая работа происходит уже в группах иного состава. Таким образом, так называемая «плавающая структура» групп предоставляет возможность личного контакта с наибольшим количеством одноклассников. Процесс знакомства углубляется и в ситуации специально организованного взаимодействия всего класса в целом (например, диалог с помощью мяча, «живая анкета»). Важно, что непосредственное участие во всех этих процедурах принимает и учитель.

Следующий этап - актуализация мотивации обучения в средней школе и проявление ожиданий на предстоящий период учебы. На наш взгляд, определяющим в данной ситуации является способность старшеклассника взять на себя ответственность за успешность своего обучения. И даже, если они окажутся пока не готовыми к подобной постановке вопроса, важно обозначить необходимость поразмышлять по этому поводу. Поэтому эта часть работы предлагается в большей степени в форме самоисследования как на тактическом (Что я могу сделать для того, чтобы..? Как я могу повлиять на..?), так и на стратегическом, ценностном уровне (Что я больше всего ценю в себе, других людях? Что значит занять определенную позицию в жизни? От чего прежде всего зависит мой собственный успех в..?).У десятиклассника появляется возможность поразмышлять не только самому, но и соотнести полученные результаты с представлениями сверстников.

Учитель, каждый раз получая анонимные ответы школьников по тому или иному поводу, обобщает их, дифференцирует по значимым основаниям и предлагает им в виде обратной связи.

Вторая часть этапа (фактически его можно назвать этапом самоопределения) связана с полоролевым взаимодействием с характерным для этого возраста интересом к противоположному полу и более персонифицированным усвоением половой роли юноши или девушки. Мы посчитали необходимым предложить старшеклассникам опыт такого взаимодействия в виде упражнений типа «Рисунок в паре», «Комплимент», драматизация ситуации знакомства. Специфика мира юноши и мира девушки осмыслялась в ходе так называемого «мозгового штурма»: Что больше всего вы цените в юноше, девушке? Что труднее и проще всего в общении с юношей и девушкой?

Завершающий этап адаптации старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата. Школьникам предлагаются или остроумные математические задачи, или проблемные ситуации типа «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», анализируя которые они и выясняют, что помогло взаимодействию, а что помешало, как целесообразно действовать в подобных ситуациях. Затем предлагается нарисовать коллективный портрет класса.

Чтобы обеспечить успешную адаптацию старшеклассников учителя-предметники должны:

  1. Использовать различные формы обучения (урок, экскурсия, игра, диспуты и дискуссии, практические работы, интегрированные спецкурсы и др. формы обучения).
  2. Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника, индивидуализацию учебных действий контроля и оценки для реализации социального опыта ученика в его учебном пространстве.

Ученик должен научиться:

устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого  умения или знания дано то или иное задание;

составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе задания с «ловушками»);

определять сложность заданий, распределять их по степени сложности; находить или создавать образцы для проверки работы;

сопоставлять работу с образцом;

вырабатывать критерии оценочной учебной работы, согласовывать их с критериями другого человека (учителя, одноклассника);

давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы их причин; отбирать задания для устранения допущенных ошибок;

определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);

формировать предположения о том, как искать недостающий способ действий (недостающие знания).

 

В процессе проведения адаптационного периода было много сложностей:

  • непонимание необходимости недели адаптации со стороны педагогов – предметников;
  • сомнения классных руководителей в правильности подобранных приемов.

По прошествии большого промежутка времени с начала адаптационного периода, уже можно сделать вывод о том,  что проведенная работа дала положительный результат.

Восточная мудрость гласит: «Две вещи омрачают наш разум: порой мы молчим, когда нужно говорить, а порой говорим, когда нужно молчать». Такое омрачение часто вызвано ситуацией волнения и тревоги в связи с новой непривычной обстановкой, окружением, и усугубляется психологическими особенностями возраста. Адаптационный период в школе и предназначен для создания доброжелательной атмосферы, позволяющий школьникам и учителю понять друг друга и найти для каждого оптимальную позицию.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь