Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Позаботимся о птицах!»

Дата публикации: 2018-02-21 12:59:10
Статью разместил(а):
Веселкина Лия Витальевна

Педагогический проект по экологическому воспитанию

«Позаботимся о птицах!»

Авторы: Веселкина Лия Витальевна,

Михайлова Надежда Витальевна,

Моисеева Эльвира Владимировна

БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» МО ЧР

 

Познавай себя - это интересно!

Сотвори себя - это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

 

ПРОБЛЕМА:

Увы, многие виды птиц в России становятся все более редкими, их численность постепенно, но неуклонно снижается.

Многие из пернатых занесены в Красную книгу, а это значит, что их осталось мало или они находятся на грани исчезновения.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В последние годы общество всерьез озаботилось проблемами окружающей среды. Мы также не остались в стороне и решили внести свой, пусть небольшой, вклад в защиту и охрану природы.

 Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 9000 ныне живущих видов. Все птицы – теплокровные животные. Температура их тела постоянна и довольно высока. Для ее поддержания расходуется большое количество энергии, поэтому птицы за день съедают огромное количество пищи, порой превышающее их вес. И большую часть дня птицы заняты поиском еды. Птицы отличаются сложным и разнообразным поведением. Они строят гнезда, выкармливают и охраняют потомство, совершают дальние перелеты.

Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов. Специальными исследованиями подсчитано, что птицы спасают для человечества около 30% урожая. Птицы "сеют лес", разнося семена на значительные расстояния, некоторые опыляют растения. Невозможно себе представить мир без птиц, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и нуждаются в охране. Сохраним же наш мир прекрасным и разнообразным! Будем беречь птиц!

ГИПОТЕЗА: Что произойдет, если на нашей планете не будет птиц?

Аннотация проекта.

    Данный проект «Позаботимся о птицах!» посвящен Году экологии в РФ и содержит описание работы, стартовую презентацию, методические пособия для интегрированных уроков, внеурочной деятельности, буклет. В проекте принимали участие учащиеся 5 - 7 классов. Творческая деятельность над проектом - это создание методических пособий, буклета, фотоотчета о работе над проектом. Практическая деятельность – строительство кормушек и скворечников. Итог проекта – скворечники и кормушки на территории школы-интерната.

Всё это воплотилось в проекте «Позаботимся о птицах!»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у детей с ОВЗ экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде, сохранение видового разнообразия и численности зимующих и перелетных птиц.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные:

  1. сформировать у детей заинтересованное отношение к проблемам природы;
  2. научить работать со справочной литературой и поисковыми системами интернет;
  3. обобщать и систематизировать знания детей о птицах, определять их по внешним признакам;
  4. развивать познавательную активность, наблюдательность, умения рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли, анализировать и классифицировать предметы окружающего мира, работать в группе;

Воспитательные:

  1. воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к природе и миру птиц.
  2. приобретение опыта коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;
  3. осознавать личную ответственность за сохранность природы, принимать посильное участие в защите животных и птиц;

Коррекционно-развивающие:

  1. расширить кругозор детей;
  2. развивать умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
  3. развивать творческое воображение и фантазию;
  4. развивать творческие качества личности воспитанников, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности;
  5. воспитывать взаимоуважение, сопереживание, бережное отношение к природе.

 

План проведения проекта:

Организационный этап.

  • Выявление знаний и уровня экологической грамотности детей и их родителей с помощью анкетирования (анкета для выявления уровня экологической грамотности и культуры детей, мнения родителей по экологическому воспитанию школьников)
  • Знакомство с проектом с помощью стартовой презентации, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте стартовая презентация

Информационный.

  • Формулирование темы проекта, его целей, задач.
  • Формирование групп для проведения исследований с учетом выбранных направлений и индивидуальных пожеланий, распределение ролей участников групп.
  • Распределение задач для каждой группы возможно по свободному выбору групп.
  • Установление сроков выполнения проекта, написание планов работы в группах.
  • Определение основных источников информации (памятка для учащихся).
  • Составление плана-графика использования компьютера в классе.
  • Составление списка необходимого оборудования.
  • Подготовка необходимых книг и материалов, имеющихся в кабинете и в библиотеке.

Этап реализации проекта.

  • Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации (шаблон списка использованных материалов).
  • Выполнение дидактических заданий к проекту.
  • Совместное обсуждение в группах собранной информации.
  • Анализ и подготовка к созданию продукта своей проектной деятельности (презентации, доклады, статья в газету, методическое пособие; фотоальбом, кормушки, скворечники).
  • Оформление результатов исследований в соответствии с требованиями к работе.
  • Презентация результатов проекта на внеклассном мероприятии в рамках Недели экологии.

Заключительный этап проекта.

  • Проведение акции «Открытие Птицерии» (кормушки для птиц)
  • Проведение акции "Птичье новоселье» (скворечники для птиц)
  • Оформление портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта)
  • Оформление буклета «Природоохранная акция «Покормите птиц зимой!»
  • Рефлексия всех участников проекта (итоговое анкетирование)
  • Издание методических пособий (доклады, сборник рассказов и о птицах, загадки о птицах, математические задачи и упражнения, подборка подвижных игр);
  • Фоторепортаж;
  • Определение направлений дальнейшего развития проекта.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

В октябре месяце на экскурсии по теме «Эта удивительная природа» учащиеся наблюдали за изменениями в природе с приходом осени.

Дети увидели, что осенью желтеют и опадают листья с деревьев и кустарников, высыхает трава, насекомые прячутся глубоко в землю; становится все холоднее и холоднее. Больше всего от этого страдают птицы.

На вопрос учителя: «А как можно им помочь?», - ребята предложили подкармливать птиц, делать кормушки, а весной смастерить скворечники.

Забота о пернатых не требует больших затрат, а только желание ребят, их родителей и учителей. 

Этапы проекта

Подготовительный:

  • изучение видов кормушек и скворечников, выбор наиболее приемлемых вариантов;
  • наблюдения за птицами;
  • выбор места для кормушек и скворечников;
  • изучение видов корма для птиц, зимующих в нашей местности

Ребята узнали, что кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки. Ребята сделали кормушки из дерева, большой пластиковой бутылки, и пластиковых контейнеров. В кормушках предусмотрена крыша, чтобы не попадал снег. Школьники узнали, чем питаются птицы, какой корм для них может быть вреден, даже опасен, а какой необходим: нежареные семечки, пшено, несоленое сало, просо, овес, пшеница, изюм и др. Готовясь заранее к встрече пернатых весной, ребята изучили конструкцию скворечника, проконсультировались с учителем труда о способах изготовления скворечников, узнали на какую сторону их развешивать, в каком направлении ориентировать леток.

Основной этап:

  • В течение осенне-зимнего периода и ранней весной до середины апреля ежедневное кормление птиц.
  • Наблюдение за поведением птиц.
  • Использование разных кормов.
  • Учет количества птиц, их видов.
  • Изготовление кормушек и скворечников

Каждый день дети добавляли в кормушку разный корм.

К нашим кормушкам стали прилетать синички стайками. Оказывается, синицы сами просили себя так называть, постоянно слышно от них «си-си». Ребята обратили внимание на то, что синички бывают разные. Обычная синичка (по прозванию – большак) крупная, оперенье у нее яркое: брюшко желтое с черной полосой посередине. Черная у синички и шапочка. Она создает резкий контраст с белыми щечками. На спине у птички окраска разных оттенков зеленого.

На нашу кормушку также прилетала синичка по прозвищу московка, которая живет в темных хвойных лесах, опереньем похожа на большака, но, видимо, из-за мрачности среды обитания оперение у нее тусклое. Такое впечатление, что птицу посыпали крупинками угля. Ее можно узнать по белому пятну на зашейке.

Синички кушали всё, но главным образом, их интересовало несоленое сало.

Еще прилетали воробьи. Дети наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга не только внешне, но и характером. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал. Мы с этим согласны. Воробьи на кормушке дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

Частым гостем в нашей «Птицерии» был поползень, которого интересовали семечки и орешки.

Иногда поодиночке прилетали сороки. Они очень красивые, но сразу улетали, когда дети подходили.

Школьники вместе педагогами пошли в школьную библиотеку, где взяли книжки о птицах. Также ребята регулярно просматривали Интернет-ресурсы, из которых черпали информацию для работы над проектом.

Вот что они узнали:

Приложения:

Сообщение о синицах.

Сообщение о снегирях.

Сообщение о скворцах.

Сообщение о дятлах.

Сообщение о сойках.

Заключительный этап:

В итоге проведённых наблюдений дети научились:

  • делать кормушку, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;
  • кормить птиц различным кормом;
  • мастерить скворечники;
  • наблюдать и вести дневник наблюдений.

Ребята узнали:

  • какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • как различить птиц по окраске;
  • какие корма предпочитают птицы;
  • как правильно развешивать скворечники;

Сделали выводы:

  • птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают.
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают сухие крошки от батона, а синицы - сало.
  • Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки- по одиночке.
  • Кормушку посетили 6 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки, поползень.
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

В холодное время года птицам необходима подкормка. Нужно именно не кормить птиц, а подкармливать – около 2-х раз в день, в остальное время птицы должны добывать пропитание сами для того, чтобы они могли продолжать после окончания подкормки существовать автономно. С салом и жирами лучше не переусердствовать, потому что у птиц могут возникнуть заболевания печени и поджелудочной железы. Чтобы избежать этого риска надо балансировать жиры в рационе птицы растительной пищей, зерном.

Важно, чтобы птицы продолжали искать корм в других местах, поэтому надо установить режим кормления: к примеру, раз в день, в определённое время (утром или вечером). Это нужно для того, чтобы птицы понимали – их кормят один раз в день, в остальное время нужно продолжать птицам искать корм самим.

И если уж вы взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма, птицы нуждаются в подкормке примерно с октября по апрель. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых. Особенно необходима подкормка птиц в период ненастья, в гололедицу, после снегопада с липким снегом и в сильные морозы. В такие дни прекращать её нельзя.

Что касается весенней встречи пернатых, скворечники получились у нас достаточно просторные, удобные. Вывесили мы их на восточную сторону. Нам очень понравилось работать с деревом. На следующий год мы решили попробовать сделать скворечники декоративные и посмотреть, какие домики скворцам понравятся больше: простые в украшениях или декоративный.

 

Защита проекта: На внеклассном мероприятии в рамках Недели экологии.

Рефлексия. Дети дома сделали кормушки и скворечники и повесили у себя во дворах.

 

Список литературы:

  1. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008. – 256с.
  2. Детский православный журнал «Свечечка». - № 11, 2009 – 20с.
  3. Коллектив авторов. Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». – 2006. – 188с.
  1. Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. Поведение животных. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192 с.
  2. Беме Р. Л., Кузнецов А. А. Птицы лесов и гор СССР: Полевой определитель. Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. -223 с, ил., 24 л. ил.
  3. Бёме Р. Л., Кузнецов А. А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. Полевой определитель. Кн. для учителя. - М.; Просвещение, 1983. - 176 с, ил., 32 л. ил.
  4. Второв П. П., Дроздов Н. Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. - М. Просвещение, 1980. - 256с, ил., 16л. ил.
  5. Голоса птиц России. Ч. 1: Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь: Звуковой справочник-определитель. Сопроводительный буклет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.
  6. Гудков В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. М: Вече, 2008. -592 с.: ил.
  7. Долейш К. Следы зверей и птиц./Пер. с чеш. Г. Ф. Карасева. Под ред. Н. Н. Руковского. - М.: Агропромиздат, 1987. - 224 с: ил.
  8. Иванов А. И. Каталог птиц СССР. Л.: Наука, 1976. – 276 с.
  9. Иванов А. И., Штегман Б. К. Краткий определитель птиц СССР. Изд. 2-е, испр. и доп. (В серии: Определители по фауне СССР, издаваемые ЗИН АН СССР. Вып. 115). Л., «Наука», 1978. - 560 с.
  10. Коблик Е. А., Редькин Я. А., Архипов В. Ю. Список птиц Российской Федерации. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2006. - 256 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь