Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Дата публикации: 2021-01-13 19:06:32
Статью разместил(а):
Бадмаева Антонина Борисовна

Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Автор: Бадмаева Антонина Борисовна

МБОУ «ЭМГ», г. Элиста

 

Одним из взаимосвязанных подходов к обучению, рассматриваемые в публикации, является обеспечение единства процессов составления и решения задач. Составление и решение обратной задачи выступает простым и удобным критерием развития творческого мышления обучающихся – она «всегда приводит ученика к постановке новых проблем» (П.М. Эрдниев).  

Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Особую актуальность УДЕ приобретает в условиях введения ФГОС. Принципы технологии УДЕ способствуют формированию универсальных учебных действий, ключевых метапредметных компетенций, развитию учебно-познавательных возможностей обучающихся.

Матрица-обращение позволяет моделировать условия и определить неизвестный вопрос для обратных задач (Б. П. Эрдниев). От числа физических параметров прямой расчетной задачи в основном зависит и число обратных задач. В отличие от общепринятой записи условий задач предлагается строчная запись, внесенная в матрицу. Непременным условием решения обратных задач является составление текста задачи. Совокупность прямой и обратной задач приводит к достижению системности знаний по химии.

Главная особенность укрупнения единицы усвоения – создание условий для постижения богатства связей и переходов между компонентами единого знания.

Для государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования по химии в 2022 г. предлагается перспективная модель ЕГЭ (проект) для общественно-профессионального обсуждения. Внесены изменения, как в структуре, так и в содержании экзаменационной работы. В части 2 КИМ 29 необходимо произвести все вычисления, связанные с молярной концентрацией реагентов в равновесной системе.

          Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

В реактор постоянного объема поместили некоторое количество сернистого газа и кислород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе: 2SO2 (г) + O2(г)    2SO3(г) 

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в таблице, определите исходную концентрацию кислорода и  равновесную концентрацию оксида серы (IV).

Реагент

SO

O

SO3 

Исходная концентрация, моль/л

0,6

Х

0

Равновесная концентрация, моль/л

Y

0,3

0,4

 

Задача 1. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество сернистого газа и кислород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

2SO2 (г) + O2(г)         2SO3(г)

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию оксида серы (IV),  равновесную концентрацию кислорода и концентрацию оксида серы (VI).

Матрица 1. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

SO

O

SO

с (исх.), моль/л

 

0,5

0

с (равн.), моль/л

0,2

 

0,4

с (прореаг.), моль/л

0,4

0,2

 

 

Задача 2. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество сернистого газа и кислород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

2SO2 (г) + O2(г)         2SO3(г)

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию оксида серы (VI),  равновесную концентрацию кислорода и концентрацию прореагировавшего оксида серы (IV).

Матрица 2. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

SO

O

SO

с (исх.), моль/л

0,6

0,5

 

с (равн.), моль/л

0,2

 

0,4

с (прореаг.), моль/л

 

0,2

0,4

Задача 3. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество сернистого газа и кислород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

2SO2 (г) + O2(г)         2SO3(г)

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию кислорода,  равновесную концентрацию оксида серы (IV) и концентрацию прореагировавшего оксида серы  (VI).

Матрица 3. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

O2

SO

SO3 

с (исх.), моль/л

0,6

0

с (равн.), моль/л

0,3

 

0,4

с (прореаг.), моль/л

0,2

0,4

Задача 4. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество сернистого газа и кислород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

2SO3(г)            2SO2 (г) + O2 (г) 

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию оксида серы  (VI),  равновесную концентрацию оксида серы (IV) и концентрацию прореагировавшего кислорода.

Матрица 4. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

SO3

SO

O

с (исх.), моль/л

0

0

с (равн.), моль/л

0,3

 

0,25

с (прореаг.), моль/л

0,5

0,5

Задача 5. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество сернистого газа и кислород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

2SO3(г)            2SO2 (г) + O2 (г) 

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию кислорода,  равновесную концентрацию оксида серы (IV) и концентрацию прореагировавшего оксида серы  (VI) .

Матрица 5. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

SO3

SO

O

с (исх.), моль/л

0,8

0

с (равн.), моль/л

0,3

 

0,25

с (прореаг.), моль/л

0,5

0,25

 

Задача 6. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество азота и водород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

N2 (г)  +  3H2 (г)          2NH3 (г)

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию азота,  равновесную концентрацию водорода и концентрацию прореагировавшего аммиака.

Матрица 6. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

N2

H

NH3

с (исх.), моль/л

1,3

0

с (равн.), моль/л

0,7

 

0,6

с (прореаг.), моль/л

0,3

0,9

 

Задача 7. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество азота и водород. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

N2 (г)  +  3H2 (г)          2NH3 (г)

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию аммиака,  равновесную концентрацию водорода и концентрацию прореагировавшего азота.

Матрица 7. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

N2

H

NH3

с (исх.), моль/л

1,0

1,3

с (равн.), моль/л

0,7

 

0,6

с (прореаг.), моль/л

0,9

0,6

 

Задача 8. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество аммиака. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

2NH3 (г)               N2 (г)  +  3H2 (г)         

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию аммиака,  равновесную концентрацию азота и концентрацию прореагировавшего водорода.

Матрица 8. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

NH3

N

H2

с (исх.), моль/л

0

0

с (равн.), моль/л

0,5

 

0,3

с (прореаг.), моль/л

0,2

0,1

Задача 9. В реактор постоянного объема поместили некоторое количество аммиака. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

2NH3 (г)               N2 (г)  +  3H2 (г)         

установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в матрице, определите исходную концентрацию водорода,  равновесную концентрацию азота и концентрацию прореагировавшего аммиака.

Матрица 9. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

NH3

N

H2

с (исх.), моль/л

0,7

0

с (равн.), моль/л

0,5

 

0,3

с (прореаг.), моль/л

0,1

0,3

 

Задача 10. Равновесие реакции N2 (г)  +  3H2 (г)           2NH3 (г) устанавливается при концентрациях веществ: [N2 ] = 0,04 моль/л, [H2]= 2,0 моль/л, [NH3] = 0,8 моль/л. Вычислите константу равновесия и исходные концентрации азота и водорода.

Матрица 10. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

N2

H

NH3

с (исх.), моль/л

с (равн.), моль/л

0,04

2,0

0,8

с (прореаг.), моль/л

 

Решение.

N2 (г)  +  3H2 (г)          2NH3 (г) 

Кс = 0,82/0,04 ∙ 2,03 = 2.

Матрица 10. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

N2

H

NH3

с (исх.), моль/л

0,44

3,2

0

с (равн.), моль/л

0,04

2,0

0,8

с (прореаг.), с(обр.)  моль/л

0,4

1,2

0,8

 

Задача 11. Смешали по 2 моль веществ В, С, Д. После установления химического равновесия В  +  С = 2Д в равновесной системе обнаружили 3 моль вещества Д. Рассчитайте константу равновесия.

Матрица 11. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

В

С

Д

с (исх.), моль/л

2

2

2

с (равн.), моль/л

 

 

3

с (прореаг.), с(обр.)  моль/л

 

 

 

 

Кр = 32/1,5 ∙ 1,5 = 4.

 

Матрица 11. Молярные концентрации реагентов в равновесной системе

Реагент

В

С

Д

с (исх.), моль/л

2

2

2

с (равн.), моль/л

1,5

1,5

3

с (прореаг.), с(обр.)  моль/л

0,5

0,5

1

 

Укрупненная дидактическая единица определяется не объемом химической информации, а наличием связей при выполнении обратных заданий. С точки зрения психологии составление обратной задачи является гораздо более сложным мыслительным процессом, чем решение готовой задачи, процедура составления которой требует активизации познавательной деятельности обучающихся. Иногда составление и решение обратной задачи становится условием понимания прямой задачи. Анализ прямых и обратных задач в их разнообразных соотношениях, определение информационной основы задач значительно активизирует мыслительную деятельность обучающихся и способствует организации урока на достаточно высоком методическом уровне.

 

Литература:

1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии для школьников и поступающих       в вуз. – М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2002.

2. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.:Аст-Пресс школа, 2007.

3.  Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: 2001.

4. Эрдниев П.М, Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. – М.: «Просвещение», 1986.

5. Эрдниев Б.П. Матрицы в обучении. – Элиста: Калмыцкий университет, 1990 .

6. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения (часть І,II). – М.: «Просвещение», 1992.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь