Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Исследовательский проект «Память. Как она работает?»

Дата публикации: 2022-03-07 19:26:45
Статью разместил(а):
Ковалева Елизавета Алесандровна

Исследовательский проект «Память. Как она работает?»

Автор: Ковалева Елизавета Александровна

ФГКОУ «Московский кадетский корпус, Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», г. Москва

 

Аннотация: В повседневной жизни мы совершенно не задумываемся, что такое наша память, что она собой представляет и как работает. Вся информация, которая хранится у нас в голове, воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. И только иногда, когда что-то важное вылетает из головы, мы вспоминаем, что она у нас есть. Целью данной работы: научиться использовать приемы мнемотехники в изучении профильных предметов; провести диагностику воспитанниц и дать рекомендации по улучшению памяти.

Ключевые слова: мнемотехника, эмоциональные реакции, образная память, словесно-логическая память, сенсорная память, эйдетическая память, эмоциональная память, социальная память, образная память, топографическая память, эффект Зейгарника, нейропластичность. 

 

Введение.

Человеческая память представляет собой бесконечно сложный механизм - это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличие от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, то уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире.  

Гипотеза: Я предположила, что если определить возможности и свойства памяти, то мы сможем определить закономерности ее улучшения.

Цель: научиться использовать приемы мнемотехники в изучении профильных предметов; провести диагностику воспитанниц и дать рекомендации по улучшению памяти

Задачи:

1) Изучить особенности и виды памяти;

2) Определить виды памяти у учащихся;

3) Изучить способы развития памяти;

4) Разработать рекомендации с упражнениями для учащихся.

Что такое память?

Память - важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Память бывает двух видов – кратковременная и долговременная. Кратковременная память- время хранения информации от секунд до десятков минут. В кратковременной памяти информация может сохраняться в течение нескольких минут. Долговременная память имеет неограниченный объем и быстрый доступ к данным. Она характеризуется временем хранения информации, которое сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчиво к воздействиям, нарушающим кратковременную память.

Виды и формы памяти

·         образная память

·         словесно-логическая память

·         сенсорная память

·         эйдетическая память

·         эмоциональная память

·         социальная память

·         топографическая память.

Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память – это сознательная, осмысленная память.

Запоминание – это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия, процесс закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание – необходимое условие получения индивидом новых знаний, оно бывает непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий. 

Произвольное запоминание - это продукт специальных действий. Человек ставит перед собой цель – запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия. До школы ребёнок в основном занят игрой, интересующей его. В это время ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно. Замечено, что стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства, дети запоминают, а то, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых усилий запоминается тот материал, с которым ребёнок действует.

Двигательная (кинетическая) память - запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

Эмоциональная память - память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные.

Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы.

Механизмы памяти.

В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют: осмысленное запоминание. Механическое заучивание детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться. Объём запоминаемого материала увеличивается, если, он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия. Психологи говорят: «Память ребёнка – это интерес». Для детей
младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фон обучения. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается.

Память школьника.

Первоначально школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые его окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала. Если говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении дети лучше запоминают слова, обозначающие название предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы и являются значимым в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности. В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно представляемым связям. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность.

Буквальность памяти школьников проявляется в воспроизведении текстов. Она обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. Начиная с первого класса, следует учить ребёнка логически запоминать материал, учить выделять главное. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, в основе феноменальной памяти лежит исключительно сильная образность.

Приемы улучшения и развития памяти.

Существуют весьма эффективные приемы улучшения и развития памяти. Во всех случаях ключом к хорошей работе памяти является организованность и системность в тренировке памяти. Многие люди обнаруживают стремительное увеличение возможностей своей памяти, когда они используют технику концентрации внимания на том, что хотят сохранить в памяти. Находясь в ситуации, когда особенно важно что-то запомнить, сосредоточивать внимание можно с помощью так называемого "переключателя памяти". В качестве такового используют любой жест или движение. Какой бы определенный знак вы ни выбрали, он создан для напоминания о том, что сейчас нужно быть особенно внимательным и бдительным. Благодаря этому вы сможете запомнить все, что необходимо. Чтобы зафиксировать в своем сознании "переключающий знак", расслабьтесь, закройте глаза, сделайте выбранный жест и повторяйте: «Сейчас я буду, бдителен и внимателен, буду все осознавать. Буду фиксировать в памяти эту информацию, чтобы вспомнить ее, когда это понадобится». Проделайте данное упражнение несколько раз в день и позже, в тот же день, практикуйтесь в использовании этого «Переключающего знака» в реальных ситуациях. Найдите, по крайней мере, три реальных ситуации, когда вы особенно заинтересованы запомнить что-либо, и используйте свой «переключающий знак» для повышения бдительности. Делая этот жест, повторяйте слова, помещенные выше в кавычки, для усиления концентрации внимания. Повторяйте описанные процедуры для закрепления в памяти в течение 2-3 недель.

Позже, когда эта связь закрепится, потребность в повторении всего комплекса упражнений отпадет сама по себе. Как только вы будете оказываться в ответственной ситуации, используйте только ваш "переключающий знак", и вы автоматически станете более внимательным и бдительным. Ключевой момент при восстановлении в памяти какой-либо ситуации - как можно ярче представить себя в ситуации, которую вы хотите вспомнить. Обращайте внимание на обстановку, здания, людей вокруг вас в этой ситуации. Представьте, что вы режиссер фильма и что сейчас перед вами должен разыграться именно этот момент сценария.

Чтобы обнаружить, куда вы положили предмет, вспомните, когда вы его последний раз держали в руках, что с ним делали. Мысленно представьте, как вы пользуетесь этим предметом. Когда вы закончили им пользоваться, наблюдайте, куда вы его убрали. Чтобы вы и ваши действия оставались в памяти окружающих людей, старайтесь делать вещи, которые не приходят в голову другим. Запомните, что эмоции, юмор, остроты, метафоры - все неожиданное оставляет более яркий след у людей. Прибегая к помощи этих средств, вы будете производить в памяти других незабываемое впечатление. Эффективно используя свою записную книжку, вы всегда будете иметь под рукой необходимую информацию, не перегружая понапрасну свою память.

  • Интерес - резец памяти: чем он острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше они запомнятся.
  • Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель - запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
  • Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:

- пойми;

- установи логическую последовательность;

- разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".

  • Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
  • Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
  • Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.
  • Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".
  • Настоящая мать учения не повторение, а применение.
  • Иногда используй мнемотехнику - искусственные приемы запоминания.
  • Помни, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного материала наступает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Практическая часть.

Простой тест на определение памяти позволит выяснить уровень памяти учащихся. Тест на определение памяти состоит в следующем: попробуйте сохранить в памяти десять позиций из списка покупок. Внимательно прочтите список покупок два раза, а затем, не заглядывая в него, запишите этот список на листе бумаги по памяти.

  • Список покупок:
    1. Банка зеленого горошка;
    2. Шампунь;
    3. Лимонад;
    4. Зубная паста;
    5. Мягкий сыр;
    6. Апельсиновый сок;
    7. Мелколистный салат;
    8. Майонез;
    9. Сливочное масло;
    10. Приправа для мяса.

Тест на определение памяти:

  • Для тебя большое значение имеет общение с людьми вживую. (А)
  • Личный контакт ты предпочтешь переписке и различным социальным сетям. (В)
  • Ты чаще молчалив, предпочитаешь наблюдать за другими. (А)
  • Читая про себя, ты двигаешь губами. (А)
  • Ты очень эмоционален, общителен, многословен. (К)
  • Ты активно жестикулируешь при беседе. (В)
  • Ты можешь подолгу смотреть в окно, разглядывать картинки, выбираешь обычно книги с иллюстрациями. (К)
  • Ты не может спокойно усидеть при чтении. (В)
  • В процессе работы ты можешь параллельно что-то чертить, рисовать или штриховать. (В)
  • У тебя хорошая память на лица, зато ты часто забываешь или путаешь имена. (К)
  • Тебе нравится тестировать новые вещи, и ты охотно занимаешься конструированием. (К)
  • Ты делаешь частые перерывы при выполнении домашних заданий.  (В)
  • В обучении тебе важно быть в команде. (А)
  • Ты охотнее занимаешься один. (В)
  • Тебе легче запомнить прочитанное, чем услышанное. (К)
  • Ты лучше запоминаешь события, которые имели место быть, чем рассказанные кем-то. (В)
  • Ты частенько теребишь свои волосы или одежду, перебираешь в руках какие-либо предметы. (К)

Результаты экспериментальной части.

Вывод: Из учащихся 3 человек имеют достаточно хороший уровень памяти. Остальным необходимо совершенствовать свою память. По итогам теста видно, что у школьников преобладает зрительный тип памяти.

Проектные рекомендации.

Запоминание - это неоднократное повторение. Установлено, что 40% новой информации забывается уже через 30 минут, ещё 35% — на следующий день и 20% — через месяц. Сколько же остаётся в памяти? Всего 5%!

Поэтому повторять надо неоднократно: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий раз — через день, а четвёртый — через месяц.

Выводы и итоги реализации проекта.

Мы научились использовать приемы мнемотехники в изучении профильных предметов, провели диагностику воспитанниц и дали рекомендации по улучшению памяти

Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Заключение.

Чем дольше человек обучается, тем больше синапсов и нейронных связей, тем выше нейропластичность. Это свойство, благодаря которому мозг может меняться из-за приобретённого опыта, а также реабилитировать потерянные связи после повреждений. Таким образом, тренируя память, мы тренируем общий интеллект, развиваем мышление, воображение, концентрацию.

 

Литература:

1. Развитие памяти - Harry Lorayne, Jerry Lucas, 1974, Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. – Москва: Издательство ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.

2. Тренажер памяти: Как развить память за 40 дней -Мур Гарет. – Москва: Издательства «Альпина», 2019.

3. Суперпамять -Тони Бьюзен – Москва: Издательство «Попури», 2018.

4. Помнить все-Артур Думчев – Москва: Издательство ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь