Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Изучение биологических ритмов

Дата публикации: 2022-03-11 13:31:45
Статью разместил(а):
Ковалева Елизавета Алесандровна

Изучение биологических ритмов

Автор: Ковалева Елизавета Александровна

ФГКОУ «Московский кадетский корпус, Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», г. Москва

 

Аннотация: Современная биоритмология - наука, рассматривающая ритмические процессы от самого их зарождения в таинственных глубинах клетки. Зная свои физический, эмоциональный и интеллектуальный биоритмы, человек может эффективно спланировать свою деятельность, рационально организовать режим своей работы, поддерживать стабильное эмоциональное состояние и физическую активность, что повышает качество жизни, сохраняет и продлевает здоровье всего организма. 

Ключевые слова: биоритмология, биоритмы, теория "трех биоритмов". 

 

Введение.

Многие биологические процессы в природе происходят ритмично, т. е. разные состояния организма чередуются с достаточно четкой периодичностью. Примеры быстрых ритмов – сокращения сердца или дыхательные движения с периодом всего в несколько секунд. У других жизненно важных ритмов, например чередования бодрствования и сна, период составляет около суток.

Современная биоритмология - наука, рассматривающая ритмические процессы от самого их зарождения в таинственных глубинах клетки. Ритмы можно наблюдать в жизни растений. Особенно наглядные примеры – ежесуточные движения листьев и раскрывания-закрывания цветков.

Четко работают биологические часы у насекомых. Например, пчелы знают, когда раскрываются определенные цветки, и навещают их ежедневно в одно и то же время.

Биоритмы: физические, эмоциональные, интеллектуальные 

Среди важных для человека циклов явно выделяются три вида периодических изменений самочувствия и способностей: физический цикл (длительностью 23 дня), эмоциональный цикл (длительностью 28 дней) иинтеллектуальный цикл (длительностью 33 дня). 

Зная состояние биоритмов, человек получает представление о своей предрасположенности к физической активности, эмоциональной восприимчивости и интеллектуальной деятельности в тот или иной день. 

ФИЗИЧЕСКИЙ БИОРИТМ. Знание собственного физического биоритма должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме – профессионально или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается, в спорте можно достичь хороших результатов. 

Любой критический день физического биоритма знаменует критическое время: со здоровьем могут возникнуть проблемы, любая деятельность требует более высокой концентрации, при работе нервной системы, мышц и суставов. Для фазы спада характерен постепенный упадок сил, появляется необходимость при физических нагрузках делать более длительные и частые паузы. Последние дни фазы спада лучше посвятить отдыху, чтобы иметь возможность накопить силы. В такие дни нужно стараться избегать перегрузок. 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БИОРИТМ влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного. 

Через 14 суток, в тот день недели, в который человек родился (иногда на день раньше, особенно, если он родился рано утром), наступает критический день душевного биоритма. Иногда критический период длится недолго, иногда затягивается. Человек ощущает себя угнетенным. В фазе спада плохие новости воспринимаются совсем по-другому. Человек становится пессимистом, появляются угнетенность и страхи. Он сильнее ощущает бессмысленность многих вещей. А если и по складу характера человек вообще не оптимист, то проблема становится еще более острой. В такие дни, особенно перед концом фазы спада, очень важна самодисциплина, нельзя позволить пессимизму одержать над собой верх. Если ребенок проходит эту фазу, то бесполезно читать ему морали, это пустое занятие – в одно ухо у него влетает, а в другое вылетает. 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИОРИТМ, прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости. Учителя, политики, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада. 

Теория "трех биоритмов".

Теории "трех биоритмов" около ста лет. Интересно, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер - исследовавший интеллектуальный ритм.

От рождения до смерти каждый человек подвержен воздействию трех основных циклов - физического, эмоционального и интеллектуального.

В день рождения человека каждый из циклов стартует от "нулевой точки" и начинает возрастать в позитивной фазе, в течение которой энергия и способности, связанные с каждым циклом, высоки. Постепенно уменьшаясь, циклы пересекают "нулевую точку" и переходят в негативную фазу, в которой все физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности значительно снижены.

Иногда кривые двух, а еще хуже - трех циклов пересекают "нулевую линию". Эти дни называются "двойными" или тройными нулевыми днями.

В нулевые дни (когда происходит переход из одной фазы в другую) человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что если у вас нулевой день, то случится несчастье. Просто в этот день надо быть начеку, так как ваши физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности снижены.

Согласно вышеизложенной теории трех биоритмов, физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы могут быть рассчитаны по формулам.

Физический цикл  ФИЗ (х)=sin(2πx/23)

Эмоциональный цикл  ЭМ (х)= sin(2πx/28)

Интеллектуальный цикл   ИНТ (х)= sin(2πx/33)

Где x – количество прожитых человеком дней. Вычисляется как (текущая дата – дата рождения).

Гипотеза: Я предположила, что физический, эмоциональный, интеллектуальный цикл влияют на успеваемость школьников.

Цель и задачи.

Цель: Изучить биологические ритмы.

Задачи: 

1. Изучить биоритмы;

2. Изучить физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы у учащихся в классе.

3. Проанализировать биологические ритмы учащихся на период с 14.10 по 27.10.

Материал и методики

Для расчета календаря биоритмов, вычисления дат критических дней и построения графиков биоритмов используют моделирование. При этом применяют математическую обработку данных (математическое моделирование). Методы моделирования, позволяют прогнозировать состояние человека, совместимость по биоритмам, выбрать благоприятные дни для разного рода деятельности, что имеет для многих из нас важное практическое значение. В работе были построены  графики биоритмов и таблица для четырех учеников 9-х классов.

Обсуждение результатов

Сравнив успеваемость воспитанниц с графиками биоритмов, я сделала вывод,  что оценки успеваемости в школе, физического и эмоционального состояния, совпадают с графиками биоритмов. Таким образом, совместив интеллектуальные биоритмы учеников с их учебной деятельностью можно повысить успеваемость учащихся, а  учитывая эмоциональный биоритм и перепады настроения детей можно предупредить конфликтные ситуации в классе. 

Проектные рекомендации.

Советы:

1) Если на спаде физический цикл? Постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и больше физических занятий

2) Если на спаде эмоциональный цикл? Учитесь контролировать себя, начните день с улыбки, скажите несколько комплементов себе, окружающим.

3) Если на спаде интеллектуальный цикл? Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания. 

Выводы и итоги реализации проекта.

Изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма человека, я сделала вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма. Кроме того, человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то есть учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья. 

Заключение.

Использование биоритмов в жизни человека должно изменить ее к лучшему. Ни в коем случае не следует впадать в полную зависимость от течения циклов, однако использовать знания в этой области необходимо. Человек должен сам понимать, какие виды деятельности будут наиболее эффективны в конкретный период времени, а для этого ему достаточно рассчитать биоритмы. 

Данное исследование показало, что  готовясь к занятиям или тренировкам ученикам нужно обращать внимание на свой личный график биоритмов.

Таким образом, зная свои физический, эмоциональный и интеллектуальный биоритмы, человек может эффективно спланировать свою деятельность, рационально организовать режим своей работы, поддерживать стабильное эмоциональное состояние и физическую активность, что повышает качество жизни, сохраняет и продлевает здоровье всего организма.

 

Литература:

1. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» - М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997. 

2. Шапошникова В.И., Левин М.Я, Левин В.Р. «Критические периоды в жизни человека». Ленинград 1975г.

3. Иванов В.И. Управление самочувствием. – М.: Аграф, 1996 

4. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы». 

5. Детари Л., Карцаги В. Биоритмы / Пер. с венг. - М., 1984. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь