Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Спорт как профилактика депрессии и тревожности

Дата публикации: 2018-12-23 22:04:25
Статью разместил(а):
Чубич Мария Андреева

Спорт как профилактика депрессии и тревожности

Авторы: Чубич Мария Андреевна

и Яндович Екатерина Сергеевна

Оренбургский Государственный Медицинский Университет, г. Оренбург

Депрессия распространена во всем мире: по оценкам, от нее страдает более 300 миллионов человек. Депрессия отличается от обычных изменений настроения и кратковременных эмоциональных реакций на проблемы в повседневной жизни. Депрессия может стать серьезным нарушением здоровья, особенно если она затягивается и принимает умеренную или тяжелую форму. Она может приводить к значительным страданиям человека и к его плохому функционированию на работе, в школе и в семье. В худших случаях она может приводить к самоубийству.

Ежегодно около 800 000 человек погибают в результате самоубийства - второй по значимости причины смерти среди людей в возрасте 15-29 лет. Люди в возрасте от 14 до 35 лет - это молодежь, самая здоровая, трудоспособная часть населения, которая в современных условиях жизни особенно подвержена депрессии.  

Причины возникновения этого заболевания у молодых людей могут быть различными, рассмотрим некоторые из них:

1. В период обучения в старших классах школы, колледже, вузе, повышается умственная и психоэмоциональная нагрузка. Молодые люди испытывают стресс, связанный с поступлением в вуз, с переменой места жительства и самостоятельным ведением быта, с приобретением новых знакомств в новом коллективе, с резким увеличением объема информации, со сдачей экзаменационной сессии и страхом быть отчисленным из учебного заведения, и т.д.  

2. Как следствие повышения загруженности на учебе нарушается режим дня, молодые люди хронически не досыпают, не отдыхают, полноценно не едят (кушают только еду быстрого приготовления), начинают меньше двигаться, пассивно проводить свободное время (играют в компьютерные игры или общаются в социальных сетях), вследствие этого, возникает синдром хронической усталости.

3. Переходный возраст из юношества во взрослую жизнь, вызывает у многих молодых людей желание самоутвердиться, т.е. начинают вести нездоровый образ жизни - пить, курить, употреблять наркотические вещества и т.д.

4. В период учебы молодые люди мало следят за своим здоровьем, переносят заболевания «на ногах», занимаются самолечением и заболевания переходят в хронические стадии, которые обостряются весенние и зимние периоды.

5. Также оказывают большое влияние на развитие депрессии межличностные отношения: непонимание в учебном коллективе, отсутствие друзей или наличие врагов, а также безответная или отвергнутая любовь. В совокупности все эти причины могут вызвать состояние уныния, отсутствия интереса к любимым и повседневным делам в течение длительного времени. Возникают следующие симптомы: снижается концентрация, аппетит, двигательная активность, социальная активности, появляется бессонница или сонливость, повышается уровень тревоги, беспокойства, возникает чувство собственной незначительности, отчаяния или вины, а также появляются мысли о нанесении себе вреда или о самоубийстве. Прекрасной профилактикой депрессии являются: правильный режим дня, любимое дело или хобби, грамотное дозирование умственной и физической нагрузки, здоровый образ жизни (ЗОЖ), занятие физической культурой и спортом. Занятия спортом и физической культурой являются самыми универсальными, простыми, удобными, мало затратными средствами борьбы с депрессией. Можно заниматься в любое время дня и года, в любом месте (парке, сквере, спортивной площадке, дома), можно заниматься одному или в кругу друзей и единомышленников.

Главное правило – надо выбрать занятие по интересу и индивидуальным физическим возможностям, чтобы получать удовольствие от процесса. В процессе занятия спортом: улучшается самочувствие и физическое состояние организма (во время занятий организм выделяет эндорфины, и человек получает удовольствие от движения), понижается уровень тревожности (улучшается сон), повышается работоспособность и улучшается внешний вид (потеря веса), вследствие этого, повышается самооценка. Помимо занятий спортом, большое положительное влияние на формирование культуры здоровья и потребности в занятиях спортом молодежи оказывают: показательные выступления спортсменов, физкультурные праздники, спортивные мероприятия, спортивные игры. Посещение крупных международных соревнований дает возможность человеку почувствовать себя единой частью общества, ощутить гордость за свою страну и укрепить желание поддерживать физическую активность в течение всей жизни.

В исследованиях физические упражнения определяют как подкатегорию физической активности, которая подразумевает запланированные, структурированные и повторяющиеся движения тела, для улучшения или поддержания одного или нескольких компонентов физической формы

Эксперты предлагают несколько причин, по которым упражнения положительно влияют не психическое здоровье. Большинство ученых согласно, что, по-видимому, имеет место сочетание прямых и косвенных факторов. Лучшее кровообращение и снижение воспаления улучшает прогноз, положительное воздействие факторов окружающей среды, лучшее восприятие и сдвиги в поведении – всё это «побочные эффекты» упражнений, которые улучшают психическое здоровье.

Согласно научным данным, физические упражнения могут улучшить психическое здоровье одним из следующих способов:  

  • Путём улучшения физиологического здоровья. «Физическая активность полезна для общего здоровья мозга, за счёт уменьшения факторов риска плохого психического здоровья – например, воспаления, диабета, гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, увеличивается кровоток, что связывают с доставкой питательных веществ и энергии, - говорит Анжела Клоу, доктор философии, профессор департамента психологии Университета Вестминстер в Лондоне, а также соредактор Physical Activity and Mental Health. - Депрессия и другие психические заболевания связаны с низкой физической активностью: большая физическая активность уменьшает риски психических болезней».  

  • Увеличивая переносимость эмоционального стресса. Поскольку физические упражнения – это стресс, регулярные тренировки повышают устойчивость человека к другим видам физического и эмоционального стресса. Приобретение большей физической и эмоциональной устойчивости от последовательных занятий фитнесом, видимо, помогает людям лучше адаптироваться при возникновении сложных ситуаций.  

  • За счёт привыкания к физической нагрузке. Для некоторых тревожных больных повышенная ЧСС, обильное потоотделение, озноб и другие симптомы стресса, которые возникают во время приступа тревожности, сами по себе вызывают расстройство. При регулярной тренировке люди обучаются контролировать проявления физиологического стресса, подобные повышенной ЧСС или потоотделению, и эти симптомы меньше пугают.  

  • Повышая самоэффективность. Люди, осваивающие новые навыки повышают собственную эффективность, что впоследствии ведёт к более высокой самооценке. Обучение упражнениям – пример навыков, которые повышают самоэффективность. Высокая самоэффективность предшествует благополучию, в то время как низкая самооценка связана с психическими заболеваниями.  

  • Стимулируя социальные контакты. Социальные взаимодействия улучшают настроение. Упражнения часто выполняются в компании других людей или при поддержке друзей и семьи. Эта поддержка повышает настроение.  

  • Отвлекая от негативных мыслей. Люди, испытывающие тревогу или депрессию, часто зациклены на негативных мыслях. Упражнения, особенно осознанные, способны отвлечь от самокопания, перенаправив внимание от негативных внутренних проблем к текущим приятным переживаниям.  

  • Поощряя участие вместо избегания. Сосредоточение внимания на упражнениях придаёт действиям значение. Разработка и структурирование программы направляет внимание на ценность активности, а не избегания, и приучает к настойчивости. Это урок вовлеченности, занятия вместо желания избежать могут помочь людям с тревожностью преодолеть избегания в других сферах жизни. 

Вывод:

Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, - не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современном мира. Здоровый образ жизни - совокупность духовных ценностей и фактических деятельностных форм по сохранению здоровья и обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущностью здорового образа жизни является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования, организованных внутренних и внешних систем, связей индивида и общества.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь